02-02-19 / 2019
Новости отрасли
Конкуренцию проверят

Антимонопольный комитет Украины АМКУ предложил "Укрзализныце" УЗ новый контролирующий орган.

Опубликован отчет АМКУ по результатам исследования рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом. Согласно документу Акционерное общество "Укрзализныця" признано монополией, так как имеет 100% доли на рынках перевозки грузов по железной дороге.

"Инфраструктура железнодорожного транспорта законодательно закреплена за АО "Укрзализныця", и на рынке предоставления в пользование железнодорожного транспорта АО "Укрзализныця" является субъектом естественной монополии" – такое решение вынес АМКУ в своем отчете.

Как рассказал "Гудку" заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев, УЗ монополист в части предоставления локомотивной тяги. "Есть обращения субъектов хозяйствования в АМКУ с просьбой оценить факт того, что УЗ постоянно поднимает тарифы на железнодорожные перевозки, мотивируя это ростом собственных затрат. Это приводит к тому, что компания не в состоянии планировать свои грузоперевозки на длительное время", – заключил эксперт.

В исследовании изложены проблемы, которые существуют на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом. Основная из них – дефицит локомотивов. Однако с этого года УЗ решает этот вопрос и реализует программу обновления парка подвижного состава. Также отмечены преимущества и недостатки пользования вагонами УЗ. К положительной стороне относятся: наличие собственных тяговых и маневровых локомотивов, собственное депо по ремонту вагонов, низкая стоимость перевозки по сравнению с вагонами частных компаний.

Но имеются и недостатки: ограниченный доступ к получению вагонов, отсутствие необходимого количества рабочего парка локомотивов, неудовлетворительное техническое состояние вагонов, а также отсутствие контроля УЗ по разукомплектованию и хищению подвижного состава. Это привело к возникновению черного рынка запчастей и снижению безопасности движения.

Учитывая выявленные проблемы в железнодорожной сфере, АМКУ предложил развивать конкуренцию на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом. Одним из шагов, по мнению комитета, должно стать создание независимого регулятора для формирования тарифов на железнодорожные перевозки.

"С целью развития конкуренции, предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции Антимонопольный комитет Украины предлагает Кабинету министров Украины создать независимый регулятор в транспортной отрасли, в частности железнодорожной", – сказано в документе.

По мнению экс-замминистра инфраструктуры Украины Александра Кавы, УЗ – естественная монополия, которая пытается повысить вагонную составляющую тарифа на перевозку грузов путем либерализации. "Это вызывает сопротивление со стороны частных производственных компаний, которые десятилетиями привыкли получать дополнительную выгоду за счет искусственно заниженных тарифов на перевозку своего сырья и продукции. В этой ситуации компании пытаются найти инструмент, позволяющий им сохранить выгоду за счет неестественно низких тарифов", – пояснил эксперт "Гудку".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152002.02.2019