25-08-18 / 2018
Новости отрасли
Конкуренцию приостановили

Экспортный бензин найдет новые рынки сбыта.

Казахстан с 26 августа запретил импорт бензина из России, так как в стране переизбыток собственного топлива. Ограничения вводятся на три месяца и распространяются на автомобильные марки АИ-92 и АИ-98, перевозимые железнодорожным транспортом.

Соответствующий приказ Министерства энергетики страны "О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации" официально опубликован 17 августа и предварительно прошел общественное обсуждение, так как планируемый запрет на ввоз бензина был анонсирован ведомством еще в мае.

В Министерстве энергетики пояснили, что соглашение с Россией об объемах поставки ГСМ было подписано в 2011 году, когда в Казахстане был глубокий дефицит топлива, а затем оно пролонгировалось. Исторически Казахстан завозил порядка 900 тыс. тонн высокооктанового бензина, 400 тыс. дизтоплива и 250–270 тыс. авиакеросина. Сейчас в республике после завершения модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) наблюдается переизбыток бензина, поэтому необходимо стабилизировать работу на рынке ГСМ.

"Другого пути у нас сейчас нет, потому что в противном случае мы должны будем снизить выработку на наших НПЗ. То есть поддержать или отечественного производителя, или иностранного. Мы выбираем отечественного. Это временно и не означает, что мы убиваем конкуренцию на рынке. Запрет через несколько месяцев перестанет существовать. За это время мы должны будем открыть экспорт и проработать вопрос с нашими коллегами из стран Центральной Азии и России", – отметил министр энергетики Канат Бозумбаев.

В этом году Казахстан планирует переработать свыше 16 млн тонн нефти. По данным министерства, в августе объем переработки составил больше половины – 9,17 млн тонн, рост на 4,5% к аналогичному периоду прошлого года. И остатков топлива достаточно для покрытия потребностей внутреннего рынка. Бензина хватит минимум на месяц – 348,3 тыс. тонн, дизтоплива на 21 день – 247,7 тыс. тонн. Добыча нефти по трем крупным проектам составила 31,9 млн тонн, в том числе на месторождении Кашаган 7,37 млн тонн, на Тенгизе 17,2 млн тонн, на Карачаганаке 7,3 млн тонн.

Впрочем, к решению Министерства энергетики заранее готовились и профильные подразделения национального перевозчика АО "НК "Казахстан темир жолы", так как знали о планах ведомства и планировали свою работу. "Для объема перевозок компании запрет большой роли не играет, так как его можно компенсировать авиационным топливом и керосином. Уже сейчас в Казахстане запас бензина негде хранить. И наши НПЗ в настоящий момент на 90% обеспечивают отечественный рынок", – уточнил директор Департамента маркетинга грузовых перевозок АО "КТЖ – Грузовые перевозки" Эмиль Махмудов.

Как ранее сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", нереализованный на казахстанском рынке объем нефтепродуктов для страны некритичен и найдет свое место на отечественном рынке. Хотя по итогам января – июня погрузка нефтепродуктов на экспорт уменьшилась на 1,2 млн тонн (–2,4%) и составила 50,6 млн тонн, но только из-за увеличения прокачки нефтепродуктов трубопроводным транспортом.

По словам начальника аналитического отдела ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" Лейсаны Коробейниковой, РЖД планируют к 2025 году нарастить объемы перевозок нефти и нефтепродуктов не менее чем на 7 млн тонн. С этой целью компания ввела скидку в 50% на порожний пробег цистерн из-под перевозки нефтепродуктов с припортовых станций Октябрьской дороги на станции Белорусской железной дороги. Она будет действовать до конца года. Кроме того, еще в начале марта РЖД предоставили АО "Узбекистон темир йуллари" скидку в размере 30% до конца 2018 года на перевозки по территории страны всех видов грузов в направлении южных регионов Киргизии и обратно. В результате возможно увеличение экспорта нефтепродуктов в Киргизию, отметила эксперт.

"Безусловно, мы найдем альтернативные рынки и переориентируем экспортные потоки нефтепродуктов. Вертикально интегрированные компании от запрета никак не пострадают, а мелкооптовые и перекупщики это могут почувствовать. И этот процесс может быть в любой момент пересмотрен с учетом конъюнктуры рынка, сейчас не нужно, потом попросят. Кроме того, решение Казахстана, напротив, может способствовать выравниванию рынка топлива, так как сложившийся дефицит бензина в России, а также повышение акцизов спровоцировали рост цен. Стабилизация цен нам необходима, так как впереди уборочная, и уже сейчас есть данные, что крупные НПЗ встают на традиционную сезонную профилактику. Это влияет на биржевые ценники, опт вырос. То есть бензина внутри страны нам нужно больше", – прокомментировал "Гудку" руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Как отметил советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев, на российские НПЗ, в частности в Оренбурге, во многом ориентируются приграничные северные регионы Казахстана. "Тем не менее это не такие уж большие объемы. Значит, сейчас повезем на внутренний рынок. К тому же запрет не может долго продлиться, как только в Казахстане почувствуют дефицит бензина, его отменят", – резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152025.08.2018