29-01-13 / 2013
Новости отрасли
Конкуренция на рынке транспортных услуг обостряется

Юрий Соколов, профессор кафедры "Экономика и управление на транспорте" МИИТА, д.э.н., член экспертной группы проекта "Индекс качества"

Проведённое исследование важно не только для транспортных организаций, но и для отраслевой науки, которая получает возможность более полного и объективного исследования состояния рынка.

Анализируя динамику Индекса качества и образующих его показателей, можно отметить следующие моменты. Рост индикатора связан с воздействием двух ключевых факторов. Первый -эффект низкой базы 2011 года. Второй - меры, принимавшиеся для улучшения ситуации (в частности - создание парка ВСП, издание приказа № 258).

Исследование поквартальной динамики показывает, что практически все показатели демонстрировали положительные изменения. Исключение составляет критерий "соблюдение сроков доставки". Он один из ключевых, влияющих на эффективность работы как самого железнодорожного транспорта, так и обслуживаемых им отраслей экономики (ускорение оборота капитала, повышение прибыльности хозяйственной деятельности при оперативной доставке). Сложившееся положение можно объяснить, во-первых, дефицитом инфраструктуры и, во-вторых, недостаточно эффективной системой нормирования времени доставки грузов железнодорожным транспортом. Нельзя не сказать о процессах, наметившихся в конце года. Анализ нестабильной динамики отдельных составляющих индекса позволяет предположить, что это может быть связано со снижением объемов погрузки и наличием негативных ожиданий у грузовладельцев. Возможно также, что ослабевает позитивный эффект от работы парка ВСП. Также можно отметить один из составляющих индекса - критерий, характеризующий готовность к оказанию комплексной услуги, перевозки "от двери до двери". Невысокий балл респондентов свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности железнодорожных компаний в сравнении с автомобильными (об этом же говорит постоянный рост средней дальности автоперевозок). Сейчас очень остро стоит вопрос конкуренции автомобильного и железнодорожного транспорта. При этом существует системный дисбаланс в работе транспортной системы нашей страны. Требует также пересмотра вопрос об ответственности за соблюдение качества железнодорожных перевозок. В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Уставом железнодорожного транспорта ответственность за ненадлежащее качество обслуживания грузовладельцев (несвоевременная подача вагонов, несохранная перевозка) несет перевозчик. Возможно, в этом есть свой смысл, так как формируется единый центр ответственности. Однако налицо также дисбаланс. Например, перевозчик несет ответственность за неподачу вагонов под погрузку оператором, но практически не имеет ресурсов (экономических, правовых) для того, чтобы обеспечить своевременную подачу вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.01.13В бой идут одни новички?