17-06-20 / 2020
Новости отрасли
Конкуренция между платформами и полувагонами пойдет рынку на пользу

В СМИ активно обсуждают предложение ПГК разрешить (точнее, - разрешить возобновить) перевозку контейнеров в полувагонах. Ранее такое было возможно. А потом МТУ не продлили. Участники рынка, полагаю, понимают, откуда растут ноги у этого запрета. Пока "Трансконтейнер" был дочерней компанией ОАО "РЖД", монополисту было выгодно создавать для своей дочки особые условия, которые бы искусственно повышали бы ее конкурентоспособность.

Например, запретить перевозку контейнеров в полувагонах (под тем или иным, очевидно, довольно притянутым предлогом), в итоге направляя спрос грузоотправителя именно на фитинговые платформы. Когда грузы едут на Дальний Восток, то обратно возвращается преимущественно тара (порожние вагоны и контейнеры).

Если оттуда возвращаются порожние полувагоны, то их можно загрузить контейнерами. Но если их загрузить контейнерами, то "Трансконтейнер", владеющий львиной долей фитинговых платформ в РФ, потеряет часть доходов, а разные другие компании, владеющие полувагонами (ФГК, ПГК, НТС, Новотранс и многие другие) могут получить тот доход.

На рынке это все понимали: пока "Трансконтейнер" принадлежит РЖД, этот запрет, ограничивающий конкуренцию, будет действовать, но "Трансконтейнер" продадут стороннему собственнику, то резона сохранять привилегии не будет, а у самого "Трансконтейнера", возможно, не хватит административного ресурса, чтобы отстоять привилегии.

Так и произошло: не успели просохнуть чернила на документах о продаже "Трансконтейнера" в частную собственность, как оказалось, что ОАО "РЖД", в общем-то не против конкуренции между фитинговыми платформами и полувагонами (и соответственно – между компаниями, владеющими разными видами подвижного состава). Конкуренция – на пользу рынку.

Кстати, аналогичный кейс просматривается и с другой бывшей дочкой ОАО "РЖД" – "Рефсервисом". Эта компания, которая владеет рефрижераторным подвижным составом, тоже была продана, что, возможно, позволит эффективнее развиваться рынку рефконтейнеров, который пока слабо развит в России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.06.2020