08-02-22 / 2022
Новости отрасли
Концепция сортировки

Сергей Вакуленко, директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ)

Участники рынка железнодорожных перевозок регулярно отмечают необходимость в новых видах транспортных услуг или продуктов, которые помогут железнодорожному транспорту укрепить свои позиции в нише перевозок высокомаржинальных грузов. Для этого сейчас по заказу Центра фирменного транспортного обслуживания разрабатывается Концепция развития ускоренных перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Институт управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) ведет работу по формированию технического задания на разработку Концепции технико-технологических решений при перевозке грузов в контейнерах и интермодальной транспортной таре и их сортировке в пути следования. Формирование техзадания осуществляется совместно с Центральной дирекцией по управлению терминально-складским комплексом, а также Центральной дирекцией управления движением при участии Института экономики и развития транспорта.

Фактически новая технология заимствована из существующей практики организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении, когда груз транспортируется без предварительных и согласованных заявок. При этом научное сообщество и специалисты ОАО "РЖД" прогнозируют, что при постепенном переходе части существующего грузопотока с повагонных отправок на новый сервис, в том числе по мере увеличения объемов перевозки грузов в контейнерах и другой интермодальной таре (съемные кузова), будет происходить уменьшение загрузки сортировочных станций. То есть доля вагонов, пропускаемых через сортировочные горки станций, может быть значительно снижена. К примеру, по итогам перевозок первого полугодия 2021 года на железной дороге ключевыми типами грузов для контейнерных перевозок являются следующие группы: древесина, целлюлоза и бумага, машины, оборудование и транспорт и продукция химической промышленности. На эти три товарные группы приходится 64% от всех перевозок груженых контейнеров по сети РЖД.

Именно поэтому к грузам, которые в перспективе могут перейти на новую технологию, можно отнести практически все категории, кроме грузов первого тарифного класса, для которых критической является стоимость перевозки (каменный уголь, руда).

Сейчас работающие, строящиеся и проектируемые контейнерные терминалы на сети, как правило, не предназначены для массовой сортировки контейнеропотоков. Существующие терминалы специализируются на формировании прямых контейнерных маршрутов в адрес других терминалов, портов или предприятий-потребителей.

В то же время в условиях нарастающих объемов перевозок грузов в контейнерах и интермодальной таре появляется возможность реализации другой технологии сортировки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, то есть переход от сортировки грузов в вагонах, на фитинговых платформах к сортировке груза в контейнерах и другой таре.

В этих условиях должны формироваться специализированные контейнерные безгорочные сортировочные (распределительные) станции или специализированные парки на грузовых, участковых и сортировочных станциях.

Под сортировочной (распределительной) станцией или специализированным парком понимается крупный контейнерный терминал или парк сквозного типа с поточной обработкой контейнерных поездов с высокой пропускной способностью, обеспечивающий быструю и эффективную их обработку без расформирования, но с выполнением перегрузочных (обменных) операций с контейнерами прибывших поездов.

Таким образом, сортировка значительной части контейнеров на фитинговых платформах заменится на более простую и безопасную технологию сортировки только контейнеров с использованием строповых погрузо-выгрузочных механизмов (козловых, мостовых кранов, ричстакеров), в том числе управляемых дистанционно без использования ручного труда и даже в автоматическом режиме без участия человека. При этом повысятся ресурс долговечности вагонов, сохранность грузов, в меньшей степени будут задействованы сотрудники опасной профессии – горочные составители. Потребность в маневровых локомотивах, осуществляющих надвиг, роспуск, установку вагонов барьерных групп, осаживание вагонов на путях сортировочного парка, окончание формирования и перестановку составов из парка в парк, значительно сократится. За счет применения новой технологии, при которой поезда с переработкой контейнеров будут обрабатываться в одном парке, а не в трех, потребность в станционных путях сократится, однако этот вопрос требует дополнительного исследования.

Основными эффектами от внедрения концепции и технологии работы сортировочных распределительных контейнерных станций в целом могут стать: сокращение непроизводительного простоя подвижного состава, повышение надежности доставки грузов, увеличение объемов погрузки, а также снижение количества задержанных в продвижении грузовых поездов и ускорение оборота подвижного состава.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.02.2022