15-06-20 / 2020
Новости отрасли
Кому нужнее господдержка: РЖД или нефтяникам?

Сегодня истекает срок, отведенный правительством на проработку вопроса о том, предоставлять или нет спецтариф РЖД на транспортировку нефтегрузов. Напомним, что председатель правления и главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин просил об этом на время действия сделки ОПЕК+ об ограничении добычи, которая действует с 1 мая 2020-го до 30 апреля 2022 года. Это поручение дал президент РФ Владимир Путин.

Правда, данное поручение появилось, когда мировая цена на нефть Brent колебалась в диапазоне от $20 до $25, но сейчас она поднялась до $39. Такой уровень уже не выглядит критичным для экспортера. А ведь просьба была о приведении ставки РЖД в соответствие в связи с падением цены на нефть.

"Самый тяжелый период, связанный с падением цены на нефть ниже $16 [в апреле 2020 года], вероятно, миновал. При цене на нефть на уровне $30 за баррель все крупные нефтяные компании должны чувствовать себя довольно уверенно в условиях действующих тарифов на транспортировку топлива", – отметил старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

Бензин на бирже подскочил в цене

Причем внутренние цены на топливо нефтяники, в свою очередь, не привели в соответствие с мировыми. Более того, в мае стоимость АИ-92 на крупнейшей товарной бирже СПбМТСБ выросла более чем на 20%, а АИ-95 – на 30%. И это произошло потому, что НПЗ в мае заметно снизили производство.

"Конечно, по биржевым ценам покупают топливо в основном независимые продавцы, удельный вес таких поставок составляет примерно 10%. Основная доля бензина, понятно, поступает в сети собственных заправок крупных добывающих и перерабатывающих нефтяных компаний. Поэтому биржевые оптовые цены ограниченно воздействуют на розницу", – отметил главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Тем не менее в июне и розничная стоимость бензина поползла вверх (+0,7% к маю). А в июле ожидается новый виток цен.

Между прочим, затраты на топливо составляют значительную долю расходов ОАО "РЖД". И если нефтяники хотят скидки на железнодорожный тариф, то не мешало бы привести в соответствие и другие составляющие в уравнении. А это еще и затраты железнодорожного перевозчика на акцизы в цене топлива. И они, по данным маркетологов ОАО "РЖД", с 2010 года выросли в 7 раз. Однако это не помешало нефтяникам попросить вернуть ставку перевозчика на уровень декабря 2008-го, иными словами, в 2–2,5 раза ниже нынешнего уровня.

Нефтяники в ожидании скидок на ж/д перевозки

"Транспортировка нефти и нефтепродуктов составляет очень существенную часть доходов ОАО "РЖД" от грузовых перевозок. Предлагаемые меры приведут к потерям в доходах холдинга, а также создадут риски невыполнения параметров ее финансового плана и инвестиционной программы", – отметил представитель Минтранса. В связи с этим в министерстве полагают, что в таком случае потребуется определить источники компенсации потерь в доходах перевозчика.

Кроме того, ранее против предоставления понижающего коэффициента к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на железнодорожные перевозки в рамках ценовых коридоров уже выступили Минэнерго и ФАС. Первое подготовило отрицательное заключение, поскольку считает необходимым сохранить инвестпрограмму ОАО "РЖД". А если посмотреть на вопрос с антимонопольной точки зрения, то и другие экспортеры вправе претендовать на скидки. Угольщики, например.

При просьбе скидок подчеркивалось, что расходы на транспорт у нефтяников в мае 2020 года составляли 32% от стоимости самой нефти. И это было чувствительно для нефтяников. Однако в цене угля доля транспортной составляющей еще выше. По оценкам участников рынка, она составляет 50–60%.

Угольщики имеют, стало быть, не меньше основания просить скидки в больших размерах, чем имеют сейчас на отдельных направлениях. Но тогда, опять-таки, встает тот же вопрос об источниках компенсации ОАО "РЖД".

Отметим, что, по оценкам экспертов, доходы железнодорожного холдинга от основной деятельности за 5 месяцев текущего года сократились до 744 млрд руб. Это на 3% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.

Почем будем грузить?

Все эти нюансы следует учесть. Очевидно, в отношении ОАО "РЖД" следует искать решение, в котором интересы всех участников рынка будут сбалансированы.

Вероятнее всего, нефтяники вправе претендовать на скидки к тарифу. Ведь погрузка нефтегрузов в мае 2020 года снизилась до 16,1 млн т, что на 8,3% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.

Однако следует принять во внимание: прежде всего, нефтяники сетовали на свою тяжкую долю как экспортера. А вывоз нефтегрузов за рубеж в мае по железным дорогам в целом вырос до 7,6 млн т (+7,8% соответственно). Иными словами, экспортеры увеличили отправки за границу данной номенклатуры, несмотря на все действовавшие ограничения, введенные в период борьбы с пандемией коронавируса.

Основное падение погрузки было зафиксировано на внутренних направлениях, что в общем-то неудивительно при высоких ценах на топливо на российском рынке. В мае они оказались выше мировых, что спровоцировало ввоз топлива из-за рубежа. Сейчас положение дел несколько изменилось: мировые цены поднялись, но поскольку НПЗ по ряду причин заметно сбавили обороты, то внутри РФ образовался период дефицита топлива (на что, собственно, указывают биржевые торги).

Тут, стало быть, дело не в железнодорожных скидках, а в нехватке физических объемов, которые должны быть предъявлены к перевозке. Если нефтяники придерживают свою продукцию для отправки внутренним потребителям, то прежде, чем давать понижающие коэффициенты к действующим железнодорожным тарифам, следовало бы разобраться, что, собственно говоря, происходит на отечественном рынке. А потом уже решать, какие направления перевозок по сети РЖД целесообразно стимулировать, кого и как следует поддерживать. По идее, необходимо поддерживать российскую экономику в целом. Из этого и следует исходить.

Многие эксперты сходятся во мнении, что будет принято решение о дальнейшем мониторинге ситуации и рекомендациям для ОАО "РЖД" предоставить скидки на перевозки нефтепродуктов исходя из сложившихся направлений перевозок. Но, скорее всего, их объем окажется не столь значительным, который запрашивался нефтяниками. Окончательный вердикт ожидается сегодня.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер15.06.2020