03-06-15 / 2015
Новости отрасли
Компромисс самостоятельности

СРО намерены взять часть функций управления железнодорожным рынком в свои руки

В ближайшее время нормативно-правовая база саморегулируемых организаций (СРО) в железнодорожном транспорте претерпит существенные изменения. Пока такие объединения испытывают ряд сложностей с продвижением необходимых изменений в нормативную базу.

«Добровольное саморегулирование со временем может сопровождаться передачей части государственных функций. Процесс должен прописываться на основе базовых условий, – считает заместитель руководителя подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) Игорь Санковский. – За этим должны следовать уменьшение регулирования со стороны государства и увеличение роли СРО». 

По его мнению, первое изменение, которое затронет СРО уже в конце июня текущего года, – обязательное введение трёхуровневой системы саморегулирования. На базовом уровне стоят члены СРО, далее – непосредственно сами СРО, потом национальное объединение СРО. Также специалист отметил, что затрагивался вопрос обязательного саморегулирования. 

«Однако в железнодорожной отрасли создание СРО пока остаётся добровольным делом», – уточняет Игорь Санковский. 

При этом исполнительный директор СОЖТ Дмитрий Королёв считает наиболее целесообразным введение обязательного саморегулирования. 

Но одной из главных проблем, по мнению эксперта СРО НП «Союз участников железнодорожного рынка» (СУЖдР) Евгения Горбунова, является отсутствие нормативной базы для предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), входящих в СРО. 

«РЖД проводят большую работу над нормативной базой, но не создают нормативную базу для промышленного транспорта», – считает эксперт. 

По словам вице-президента ассоциации «Промжелдортранс» Алексея Кузнецова, его объединение решило получить статус СРО для того, чтобы иметь больше прав и выходить на уровень государственных структур. И с этим возникают некоторые сложности. Например, при взаимодействии с Минтрансом специалисты СРО не привлекаются к работе или привлекаются в малой степени. 

«У нас есть кандидаты и доктора, которые могут принять участие в формировании тех или иных изменений в нормативной базе. Мы договорились, что наши специалисты подключатся, но выходит так, что они попадают в работу лишь на финишной прямой», – сетует глава ассоциации. 

Встаёт вопрос и об уровне отношений СРО с государственными структурами и соответствующими ведомствами. В системе СРО и не скрывают, что происходит лоббирование интересов организаций-участников на уровне органов власти. 

«Вопрос передачи функций государства СРО всего лишь одна из деталей обширной работы. Вопрос – что нужно сделать, чтобы сдвинуть ситуацию, чтобы и нас выслушивали. Моё мнение такое, что у нас, как у СРО, которые работают в сфере железнодорожного транспорта, ещё до конца не оформлены отношения с государственными структурами, – считает Алексей Кузнецов. – Первое, чего нам бы хотелось, – наделение Ространснадзора функциями по ведению реестра и осуществлению контроля в этом направлении. Я считаю это одним из самых важных вопросов». 

Одна из существенных проблем, которую необходимо решать на уровне взаимодействия СРО и органов власти, – региональные тарифы. 

«Существует масса не до конца ясных моментов по тарифам, – напомнил вице-президент «Промжелдортранса». – У нас их определяют региональные энергетические комиссии (РЭК), но нет определённой методики. Один из вопросов, которым мы занимаемся, – включение в закон наличие методики. Вопросов очень много: надо включить составляющие по транспортной безопасности, инвестиционную составляющую и ряд других вопросов. Мы работаем тесно с Торгово-промышленной палатой (ТПП), участвуем в вопросах по части саморегулирования, контактируем с заводами-изготовителями». 

По мнению члена комитета по транспорту и экспедированию ТПП Георгия Давыдова, нередко регулирование приводит не к развитию конкуренции, а к сумбуру. 

«Методики есть утверждённые, а есть местные. Они существуют, но ограниченно распространены и отражают произвольный баланс. Поэтому организация «Промжелдортранс» и мы добиваемся того, чтобы эта проблема была отражена в 17-м законе («Закон о железнодорожном транспорте в Российской Федерации». – Ред.) – кто регулирует и как регулирует. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.06.2015