30-05-13 / 2013
Новости отрасли
Комплектующее оборудование выпускаемое ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, соответствует международному стандарту IRIS

Одним из важных критериев повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте является повышение качества эксплуатируемой техники, изготавливаемой отечественными предприятиями. Чтобы избежать поставки предприятиям отрасли некачественной продукции, ОАО «РЖД» планирует с 2015 года приобретать в основном изделия, имеющие сертификат качества, соответствующий международным стандартам.

По мнению старшего вице-президента ОАО "РЖД", президента некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники" Валентина Гапановича, перед предприятиями железнодорожного машиностроения стоит задача, используя инновационные, прорывные технологии, выйти на новый уровень качества изготовления подвижного состава, не уступающего мировому.

В то же время требуется и задел для создания совершенно новых образцов железнодорожной техники, которая не имеет аналогов в мировой практике. Естественно, решение таких масштабных задач невозможно без внедрения наиболее прогрессивных международных стандартов, и в первую очередь стандарта IRIS.

Как рассказал первый заместитель генерального директора - технический директор ОАО МТЗ ТРАНСМАШ Сергей Афанасьев, это предприятие, занимающее ведущее положение в разработке и производстве высокоэффективных и инновационных тормозных систем, особую роль отводит внедрению международного стандарта путем реорганизации подразделений, выполняющих ключевую роль в жизненном цикле продукта. В частности, в специальном конструкторском бюро (СКБТ) организовали группы проектного менеджмента, мониторинга и расчета RAMS/LCC ("Безотказность, готовность, ремонтопригодность и безопасность/стоимость жизненного цикла"), анализа тормозных систем мирового рынка и др. Ведь показатель качества продукта, соответствующего стандарту IRIS, закладывается в начальной стадии разработки, а для этого необходимо выполнить процессы тщательного планирования (менеджмент проекта), проектирования, анализа и прогнозирования системы на надежность (RAMS).

Для оценки системы, наряду с функциональными возможностями и капиталовложениями, учитываются такие важные критерии, как надежность, готовность, ремонтопригодность и безопасность тормозных систем, а также издержки эксплуатации, долговечность, сохранение функциональности.

При этом система должна гарантировать высокий уровень готовности, безопасности во всех функциональных и ремонтных состояниях, в частности эффективно распознавать неисправности, обеспечивать простое и быстрое техническое обслуживание с низкими затратами в пределах жизненного цикла изделий.

В специальном конструкторском бюро ОАО МТЗ ТРАНСМАШ сегодня применяется одна из перспективных в мировой практике методика анализа и расчета надежности, приобретено дорогостоящее программное обеспечение. Программный продукт "RАМСommander", представленный на иллюстрации, позволяет быстро и системно решать вопросы RAMS, выполнять весь необходимый спектр исследований и отчетов по надежности, строить "деревья" отказов и многое другое.

По словам руководителя группы "Проектного менедж мента, RAMS-исследований и технической документации" Сергея Тимкова, приведенные возможности в полном объеме соответствуют стандарту IRIS и требованиям ведущих европейских и мировых компаний в области железнодорожного транспорта. Заказчикам и потребителям уже на этапе разработки могут быть предоставлены отчеты по надежности и безопасности (отчет RAMS/LCC), позволяющие спрогнозировать ресурс узлов тормозных систем, гарантирующий продолжительный срок службы и более низкие показатели стоимости жизненного цикла, что, несомненно, приоритетно в условиях конкуренции.

В аббревиатуре "RAMS" первая буква означает безотказность ("Reliability"). Под этим термином понимается свойство изделия сохранять работоспособность в течение определенного времени в заданных условиях эксплуатации. Среди показателей безотказности вероятность безотказной работы, средняя наработка на отказ и др.

Вторая буква - готовность ("Availability") и снабжение запчастями. Специалисты ОАО МТЗ ТРАНСМАШ оказывают содействие заказчику во время этапа разработки, проведения испытаний и гарантийного срока эксплуатации тормозной системы при оптимизации степени готовности подвижного состава. Последнее зависит, в частности, от надежности, ремонтопригодности и готовности тормозного оборудования, а также от используемого инструментария. Ремонтопригодность ("Maintaina bility") - это свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению неплановых отказов или неисправностей путем проведения технического обслуживания или ремонта. Тормозная система должна соблюдать требования к ремонтопригодности, указанные в специфических для проекта и системы документах, например максимальное время замены.

Одна из важнейших задач разработчика (ОАО МТЗ ТРАНСМАШ) - обеспечить лучшую ремонтопригодность системы, а также при проектировании и конструировании системы соблюдать ее техническую рациональность и соответствие определенным или заданным критериям.

Наконец, последняя буква означает безопасность ("Safety").

Для выполнения требований в отношении ответственности за продукцию, а также при необходимости требований по допускам заказчик должен самостоятельно проводить процесс доказательства безопасности согласно стандарту IRIS. Исполнитель обязан оказывать поддержку заказчику при осуществлении процесса доказательства безопасности в отношении системы по всем затронутым аспектам. Отчеты по RAMS разработчиков СКБТ ОАО МТЗ ТРАНСМАШ как раз помогут это сделать.

Для ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, согласно стандарту IRIS, при разработке изделий имеют силу следующие требования:

- система должна обеспечивать надежность при техобслуживании, вводе в эксплуатацию и при ее осуществлении. Угрозы персоналу и окружающей среде или другим деталям оборудования ОАО МТЗ ТРАНСМАШ исключают или уменьшают соответствующие воздействия на состояние техники и известные правила;

- по согласованию с заказчиком ОАО МТЗ ТРАНСМАШ идентифицирует отмеченные угрозы. Основой служат положения EN 50126 (Железные дороги. Требования и подтверждение надежности, пригодности к эксплуатации, ремонтопригодности и безопасности). Соблюдение данного норматива является важнейшим вопросом стандарта IRIS. Для идентифицированных угроз ОАО МТЗ ТРАНСМАШ подтверждает, что возникновение угрозы исключено и достаточно маловероятно. Если для исключения или уменьшения угрозы ОАО МТЗ ТРАНСМАШ нуждается в оборудовании или условиях вне границ системы, то это согласовывается с заказчиком письменным разрешением;

- ОАО МТЗ ТРАНСМАШ по согласованию с заказчиком проводит анализ возможных неисправностей и воздействия (FMEСA) для вновь разрабатываемых и критических систем, особенно таких как пневмомеханическое тормозное оборудование с электронной системой управления и диагностирования;

- ОАО МТЗ ТРАНСМАШ оказывает поддержку заказчику при разработке анализа "деревьев" неисправностей (FTA) и предоставляет исходные данные для базовых событий (прогнозируемые вероятности, MTBF, уровни отказов, длительность отказов и угрозы).

Как уточнил инженер-конструктор группы "Проектного менеджмента, RAMS-исследований и технической документации" Никита Борисов, все приведенные требования разрабатываются и прилагаются в полном объеме в едином отчете RAMS/LCC при выполнении конкретного проекта. Таким образом, в СКБТ ОАО МТЗ ТРАНСМАШ надежность на этапе проектирования является новой дисциплиной и относится к процессу разработки качественных изделий. Он включает в себя несколько инструментов и практических рекомендаций, которыми конструкторы ОАО МТЗ ТРАНСМАШ владеют, чтобы повысить надежность и ремонтопригодность разрабатываемого продукта. Такой подход позволяет достичь высоких показателей его готовности, снизить затраты на обслуживание и увеличить сроки службы.

Как правило, первым шагом в работе является нормирование показателей надежности, которые проектируются в системе. Назначаются требования к надежности верхнего уровня, затем они разделяются на определенные подсистемы разработчиками, конструкторами и инженерами по надежности, работающими вместе. Проектирование надежности начинается с разработки модели. При этом используются структурные схемы надежности или "деревья" неисправностей, при помощи которых представляется взаимоотношение между различными частями (компонентами) системы.

Все это полностью соответствует постулату, которому строго придерживается в своей работе ОАО МТЗ ТРАНСМАШ: планирование проекта, прогнозирование надежности, безотказности, ремонтопригодности на этапе проектирования - это важнейший инструмент качества и безопасности выпускаемой продукции, позволяющий влиять на сокращение аварийности на сети железных дорог России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.05.13Инструмент качества