22-08-12 / 2012
Новости отрасли
Комплексный подход к организации взаимодействия в транспортных системах

Создание единой транспортной системы является основным направлением решения задачи по эффективному взаимодействию видов транспорта на государственном уровне. Сотрудничество в рамках единого комплекса взаимно выгодно всем участникам транспортного рынка. При взаимодействии ОАО "РЖД" с морским транспортом в 2011 г. наблюдалась тенденция значительного увеличения перевозок на экспорт через российские порты. Как отметил первый вице-президент ОАО "РЖД" В.Н. Морозов на видеоселекторном совещании в марте текущего года, если в 2011 г. рост погрузки на экспорт составил 6%, то за два месяца 2012 г. - 16%, и ее объемы превысили докризисный уровень (по Северо-Западному бассейну -на 30%, Южному - на 11 %, Дальневосточному - на 82%). Очевидно, что сформировались благоприятные условия для развития российских портов. При этом, несмотря на рост выгрузки в терминалах на 19% по отношению к прошлому году, обеспечивалась она всего на 70% перерабатывающей способности портов. Ежесуточно на припортовых железных дорогах зимой 2012 г. простаивали в ожидании выгрузки более 31 тыс. вагонов с экспортными грузами. Отставлено от движения в среднем 176 поездов, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В соответствии с Транспортной стратегией РФ развитие информационного обеспечения российской транспортной системы следует осуществлять на основе создания единой информационной среды транспортного комплекса и аналитических информационных систем поддержки процессов управления его развитием. Операционный, статистический и экспертный анализ важнейшего показателя эксплуатационной работы - оборота вагона - показывает, что наибольшее количество "брошенных" поездов появляется при необходимости принятия четких и однозначных решений по взаимодействию, например в преддверии закрытия навигации для речного транспорта и подготовке к зимней навигации в морских портах, начале проведения путевых работ (рис. 1). Вагон находится в движении чуть больше пятой части оборота (рис. 2). Остальное время приходится, в основном, на межоперационные простои.

В настоящее время на сети железных дорог создается система логистических центров, координирующих подвод грузов в адрес портов и минимизирующих экономические потери от задержки грузов в пути следования. Анализ информации по Северо-Западному бассейну, где уже функционирует логистический центр, показывают, что среднее количество вагонов в составе "брошенных" поездов на полигоне Октябрьской дороги при аппроксимации линейным трендом в последние два года снижается (рис. 3).

Очевидно, что логистические технологии в системе управления грузопотоками позволяют значительно ускорить продвижение вагонопотоков в адрес портов и дают заметный экономический эффект. При этом наличие большого потенциала современных технологий в существующей практике транспортного комплекса России не дает достаточной доли прозрачности, а также четких правил и норм организации работы в критические моменты. Поэтому следует переходить к современным теоретическим и методологическим основам рационального взаимодействия транспортного комплекса России и разработать эффективные процедуры его оптимизации.

Основными целями создания государственной системы управления грузопотоками на основе интеллектуальных логистических центров являются:

- обеспечение беспрепятственного прохождения грузов через стыковые пункты транспортных узлов;

- оптимизация перевозочного процесса с участием нескольких видов транспорта;

- ускорение движения грузов внешней торговли в смешанном сообщении;

- максимальное использование существующих возможностей всех видов транспорта, в том числе портов России, для увеличения объемов торговли и усиления конкурентоспособности торговых путей (транспортных коммуникаций и коридоров), проходящих по территории России;

- привлечение дополнительных грузопотоков на транспортные коридоры, проходящие по территории России;

- снижение рисков в процессе транспортировки.

На наш взгляд, для успешной реализации нового подхода к организации смешанных перевозок необходимо сформулировать на государственном (федеральном или региональном) уровне принципы обеспечения рационального взаимодействия видов транспорта, которые станут основой для формирования информационной, законодательной или нормативной базы. Взаимодействие необходимо переводить с линейного на региональный уровень "железная дорога - морской транспорт - логистический кластер". При этом следует определить нормативные параметры взаимодействия на уровне "станция - порт - терминал - предприятие".

По нашему мнению, целесообразно изменить систему взаимного информирования перевозчиков с одновременным созданием структуры, способной использовать эту информацию как в государственных, так и в коммерческих интересах. На основании проведенных исследований наиболее эффективным инструментом повышения качества сотрудничества различных видов транспорта должно стать применение современных организационно-технологических мероприятий на основе информационного взаимодействия.

В рамках организации информационного обмена также необходимо начать разработку основных принципов: во-первых, с применением единого стандарта описания объектов, связанных с перевозкой (подвижной состав, грузы, состояния объектов) в информационных системах; во-вторых - на основе системы гарантированного обмена общей информацией; в-третьих - на основе современных правил и мировых практик технологических процессов взаимодействия видов транспорта.

В настоящее время в России сложились определенные условия для организации успешного взаимодействия видов транспорта благодаря внедрению интеллектуальных транспортных систем. В связи с этим необходима разработка комплексных решений, увязывающих различные транспортные системы между собой на основе интеллектуальных логистических центров.

Следует отметить, что объединение всех видов транспорта в рамках единого информационного поля в условиях функционирования интеллектуальных логистических центров - задача весьма актуальная и сложная. Ее реализация требует многоуровневого подхода - от преодоления межведомственных административных барьеров до оптимизации форм перевозочных документов. Создание и внедрение логистических интеллектуальных транспортных систем позволит повысить эффективность управления транспортным комплексом страны, сократить непроизводительные затраты в процессе доставки грузов, ускорить развитие национальной транспортной и информационной инфраструктуры.

Е.К. Коровяковский, заведующий кафедрой "Логистика и коммерческая работа" Петербургского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук

И.В. Лобко, начальник Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

A.M. Симушков, заместитель начальника отдела Главного вычислительного центра ОАО "РЖД"

 

ИсточникДатаНаименование материала
Железнодорожный транспорт20.08.12Комплексный подход к организации взаимодействия в транспортных системах