Создание единой транспортной системы является основным направлением решения задачи по эффективному взаимодействию видов транспорта на государственном уровне. Сотрудничество в рамках единого комплекса взаимно выгодно всем участникам транспортного рынка. При взаимодействии ОАО "РЖД" с морским транспортом в 2011 г. наблюдалась тенденция значительного увеличения перевозок на экспорт через российские порты. Как отметил первый вице-президент ОАО "РЖД" В.Н. Морозов на видеоселекторном совещании в марте текущего года, если в 2011 г. рост погрузки на экспорт составил 6%, то за два месяца 2012 г. - 16%, и ее объемы превысили докризисный уровень (по Северо-Западному бассейну -на 30%, Южному - на 11 %, Дальневосточному - на 82%). Очевидно, что сформировались благоприятные условия для развития российских портов. При этом, несмотря на рост выгрузки в терминалах на 19% по отношению к прошлому году, обеспечивалась она всего на 70% перерабатывающей способности портов. Ежесуточно на припортовых железных дорогах зимой 2012 г. простаивали в ожидании выгрузки более 31 тыс. вагонов с экспортными грузами. Отставлено от движения в среднем 176 поездов, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В соответствии с Транспортной стратегией РФ развитие информационного обеспечения российской транспортной системы следует осуществлять на основе создания единой информационной среды транспортного комплекса и аналитических информационных систем поддержки процессов управления его развитием. Операционный, статистический и экспертный анализ важнейшего показателя эксплуатационной работы - оборота вагона - показывает, что наибольшее количество "брошенных" поездов появляется при необходимости принятия четких и однозначных решений по взаимодействию, например в преддверии закрытия навигации для речного транспорта и подготовке к зимней навигации в морских портах, начале проведения путевых работ (рис. 1). Вагон находится в движении чуть больше пятой части оборота (рис. 2). Остальное время приходится, в основном, на межоперационные простои.
В настоящее время на сети железных дорог создается система логистических центров, координирующих подвод грузов в адрес портов и минимизирующих экономические потери от задержки грузов в пути следования. Анализ информации по Северо-Западному бассейну, где уже функционирует логистический центр, показывают, что среднее количество вагонов в составе "брошенных" поездов на полигоне Октябрьской дороги при аппроксимации линейным трендом в последние два года снижается (рис. 3).
Очевидно, что логистические технологии в системе управления грузопотоками позволяют значительно ускорить продвижение вагонопотоков в адрес портов и дают заметный экономический эффект. При этом наличие большого потенциала современных технологий в существующей практике транспортного комплекса России не дает достаточной доли прозрачности, а также четких правил и норм организации работы в критические моменты. Поэтому следует переходить к современным теоретическим и методологическим основам рационального взаимодействия транспортного комплекса России и разработать эффективные процедуры его оптимизации.
Основными целями создания государственной системы управления грузопотоками на основе интеллектуальных логистических центров являются:
- обеспечение беспрепятственного прохождения грузов через стыковые пункты транспортных узлов;
- оптимизация перевозочного процесса с участием нескольких видов транспорта;
- ускорение движения грузов внешней торговли в смешанном сообщении;
- максимальное использование существующих возможностей всех видов транспорта, в том числе портов России, для увеличения объемов торговли и усиления конкурентоспособности торговых путей (транспортных коммуникаций и коридоров), проходящих по территории России;
- привлечение дополнительных грузопотоков на транспортные коридоры, проходящие по территории России;
- снижение рисков в процессе транспортировки.
На наш взгляд, для успешной реализации нового подхода к организации смешанных перевозок необходимо сформулировать на государственном (федеральном или региональном) уровне принципы обеспечения рационального взаимодействия видов транспорта, которые станут основой для формирования информационной, законодательной или нормативной базы. Взаимодействие необходимо переводить с линейного на региональный уровень "железная дорога - морской транспорт - логистический кластер". При этом следует определить нормативные параметры взаимодействия на уровне "станция - порт - терминал - предприятие".
По нашему мнению, целесообразно изменить систему взаимного информирования перевозчиков с одновременным созданием структуры, способной использовать эту информацию как в государственных, так и в коммерческих интересах. На основании проведенных исследований наиболее эффективным инструментом повышения качества сотрудничества различных видов транспорта должно стать применение современных организационно-технологических мероприятий на основе информационного взаимодействия.
В рамках организации информационного обмена также необходимо начать разработку основных принципов: во-первых, с применением единого стандарта описания объектов, связанных с перевозкой (подвижной состав, грузы, состояния объектов) в информационных системах; во-вторых - на основе системы гарантированного обмена общей информацией; в-третьих - на основе современных правил и мировых практик технологических процессов взаимодействия видов транспорта.
В настоящее время в России сложились определенные условия для организации успешного взаимодействия видов транспорта благодаря внедрению интеллектуальных транспортных систем. В связи с этим необходима разработка комплексных решений, увязывающих различные транспортные системы между собой на основе интеллектуальных логистических центров.
Следует отметить, что объединение всех видов транспорта в рамках единого информационного поля в условиях функционирования интеллектуальных логистических центров - задача весьма актуальная и сложная. Ее реализация требует многоуровневого подхода - от преодоления межведомственных административных барьеров до оптимизации форм перевозочных документов. Создание и внедрение логистических интеллектуальных транспортных систем позволит повысить эффективность управления транспортным комплексом страны, сократить непроизводительные затраты в процессе доставки грузов, ускорить развитие национальной транспортной и информационной инфраструктуры.
Е.К. Коровяковский, заведующий кафедрой "Логистика и коммерческая работа" Петербургского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук
И.В. Лобко, начальник Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
A.M. Симушков, заместитель начальника отдела Главного вычислительного центра ОАО "РЖД"
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Железнодорожный транспорт | 20.08.12 | Комплексный подход к организации взаимодействия в транспортных системах |