20-02-13 / 2013
Новости отрасли
Компания РЖД пошла на уступки ФАС, хотя виновной в нарушении антимонопольного законодательства себя не считает

По настоянию Федеральной антимонопольной службы ОАО «РЖД» отменило телеграмму от 26 марта 2012 года, предписывающую соответствующим службам работать с клиентами над увеличением сроков доставки грузов и вагонов. Компания рассчитывает по-другому добиваться решения сложной ситуации на сети, которая не даёт возможности выполнять доставки в срок.

"Речь идет о телеграмме, согласно которой ряд руководителей были обязаны провести работу по заключению договоров на увеличение сроков доставки грузов как необходимое условие возможности внесения изменений в заявку ГУ-12, - сообщила "Гудку" сотрудник пресс-службы ФАС Анна Орлова. - Ведомство не разглашает названия компаний и конкретные случаи давления на них со стороны сотрудников РЖД".

Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, ФАС отправила РЖД 28 января этого года. Ведомство настаивало на прекращении действия телеграммы, которая, по его мнению, заставляла сотрудников компании работать с клиентами по заключению договоров с увеличенным сроком доставки грузов. Как говорится в сообщении ФАС, эти действия ОАО "РЖД" были направлены на снижение объема выплат по претензионным требованиям за просрочки в доставке грузов и порожних приватных вагонов. В результате в ФАС обратилось множество грузоотправителей, которых вынуждали заключать договоры на увеличение сроков. Отсутствие такого договора являлось препятствием для перевозки.

Как пояснил заместитель руководителя правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев, компания виновной себя не считает, потому что в статье 33 Устава железных дорог содержится положение, которое предусматривает возможность заключения договоров с измененными сроками доставки в добровольном порядке.

"Никаких фактов принуждения, тем более документально подтвержденных, нам предъявлено не было, поэтому компания будет продолжать эту работу, - говорит Алексей Васильев. - Более того, в самом предупреждении содержится требование о направлении разъяснений исполнителям о порядке заключения указанных (т.е. с измененным сроком доставки) договоров на сеть до 8 февраля этого года".

Сейчас на сети сложилась непростая ситуация со скоростью доставки вагонов, особенно порожних. Однако, как говорит генеральный директор ЦФТО ОАО "РЖД" Елена Кунаева, по сравнению с январем прошлого года скорость доставки увеличилась на 12,2% благодаря установлению контроля за продвижением грузов. Правда, скорость порожних почти не изменилась. Компания ведет работу с грузополучателями, чтобы разрешить эту ситуацию к обоюдной выгоде, и штрафы за январь уже уменьшились на 50 млн руб. по сравнению с прошлым годом.

Ситуация сложная, и здесь не все зависит от РЖД. Порожние вагоны идут на промышленные станции, которые подают заявки, не согласовывая их с РЖД. Причем грузоотправители в пути имеют возможность корректировать ГУ-12. В то же время просрочка доставки вагона на 11 суток означает фактически его бесплатную за счет РЖД транспортировку. Поэтому сформировался целый бизнес по автоматическому взысканию с РЖД средств.

За последние два года сумма штрафов возросла в несколько раз. С рядом компаний РЖД удалось договориться, но риски предъявления новых требований растут с оживлением перевозок весной.

РЖД внесли в Минтранс предложение о корректировке Устава железных дорог, который бы снижал размер штрафов и разделял ответственность за срыв сроков доставки грузов и порожних вагонов. При этом за просрочку в доставке последних ответственность должна быть ниже, чем за груженые рейсы, из-за того, что характер их перемещения не определяется перевозчиком.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.02.13Решили не судиться