05-06-13 / 2013
Новости отрасли
Компания РЖД попросила разрешения купить греческие транспортные активы

Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об участии ОАО РЖД в приватизации греческого порта Thessaloniki, железнодорожного перевозчика TrainOSE и ремонтной компании Rosco. Монополия попросила разрешения на покупку этих активов, апеллируя к стратегическим интересам России в Европе. Стартовая цена трех компаний - более €140 млн. ОАО РЖД рассчитывает на госфинансирование сделки, но может пойти на торги и в консорциуме с иностранным партнером. Один из возможных - железные дороги Франции.

В распоряжении "Ъ" оказалось письмо президента ОАО РЖД Владимира Якунина Владимиру Путину, датированное 26 мая. В нем господин Якунин просит решения президента по участию ОАО РЖД в приватизации греческих транспортных активов. Речь идет о железнодорожном перевозчике TrainOSE, ремонтной компании Rosco и морском порте Thessaloniki. Конкурсный отбор претендентов может начаться уже в июне.

Владимир Якунин отмечает, что ОАО РЖД уже получило от греческих министерств предварительные данные о стартовых ценах активов: TrainOSE стоит не менее €30 млн, Rosco - €10 млн, порт Thessaloniki - €100 млн. "У ОАО РЖД есть уникальная возможность объединить железнодорожные и портовые проекты в Греции с уже реализуемыми проектами развития инфраструктуры в Сербии, использовать потенциал приобретенной логистической компании GEFCO для увеличения объемов перевозок по соответствующему транспортному коридору", - пишет господин Якунин. Он подчеркивает, что интерес к активам проявляют также компании из Китая, Франции и арабских государств.

Президент ОАО РЖД рассчитывает на помощь государства в финансировании сделки: "С учетом стратегического значения предлагаемых проектов для повышения роли РФ на европейском экономическом пространстве участие ОАО РЖД в приватизации греческих транспортных активов целесообразно с предоставлением государственного финансирования".

Впрочем, как уточняет господин Якунин, монополия может пойти на торги в консорциуме - "с одной из крупных греческих компаний в области инфраструктурного строительства", а также с железными дорогами Франции. Господин Якунин предлагает и еще один вариант: порт Thessaloniki может купить какая-нибудь другая российская компания, "уполномоченная правительством".

Владимир Путин 27 мая поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу рассмотреть вопрос участия ОАО РЖД в приватизации греческих активов. Господин Дворкович, в свою очередь, затребовал у ОАО РЖД и профильных министерств доклад по этой теме - он должен быть готов к 14 июня. Источник, близкий к господину Дворковичу, подтвердил, что поручение есть, доклад президенту будет готов в течение месяца. В ОАО РЖД комментариев не предоставили.

ОАО РЖД проявляет интерес к греческим активам уже больше года. В марте господин Якунин его в очередной раз подтверждал, но уже тогда подчеркивал, что "компания не может реализовывать такие проекты без согласия правительства".

Порт Thessaloniki - один из двух основных портов Греции. В 2012 году грузооборот составил 4,4 млн т и 317 тыс. TEU, чистая прибыль - €5,13 млн.

TrainOSE - единственный греческий оператор грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Ежегодно перевозит около 4,5 млн т грузов и 15 млн пассажиров. Выручка в 2012 году - €140,7 млн, прибыль от основной деятельности - €1,3 млн.

В Фонде развития активов Греческой Республики вчера сказали "Ъ", что планируется продать по 100% акций TrainОSE и Rosco. По порту окончательного решения еще нет: инвесторам либо передадут отдельные виды деятельности, либо продадут контрольный пакет акций.

Источник "Ъ", близкий к ОАО РЖД, напомнил, что господин Якунин не скрывает желания сделать из монополии транспортно-логистическую компанию - покупка активов в Греции как раз укладывается в эту стратегию. На прошлой неделе, на форуме "Стратегическое партнерство 1520" в своей презентации Владимир Якунин отмечал, что монополия должна развиваться не только в области перевозок, но и в других "рыночных сегментах". Если ОАО РЖД станет многофункциональной логистической компанией, стоимость ее грузового бизнеса составит до 5,6 трлн руб., а если останется просто перевозчиком - 2,1 трлн руб., говорится в презентации господина Якунина (есть у "Ъ").

Источник, близкий к правительству, называет эту стратегию спорной. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что для ОАО РЖД лучше было бы привлечь к сделке по греческим активам иностранного партнера. "Это потребует от монополии высокой компетенции при оценке эффективности покупки, что пошло бы ей на пользу", - говорит эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант05.06.13РЖД ищет путь в Грецию