25-12-08 / 2008
Новости отрасли
Компания РЖД готовится к падению перевозок на 19%

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) больше не надеется на лучшее. Монополия приняла за базовый самый пессимистичный из обсуждавшихся прогнозов на 2009 год. Он предполагает общее снижение погрузки на 19%, а доходов - на 10% к уровню 2008 года. Отраслевые эксперты полагают, что реальное падение будет гораздо большим, а для удержания физических объемов погрузки требуется снижение тарифов на перевозку массовых грузов. Однако вчера Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила индексацию платежей за железнодорожные перевозки на 8% в 2009 году. Вчера по итогам продолжавшегося со вторника расширенного заседания правления ОАО РЖД компания распространила сообщение с прогнозами на 2009 год. "Целевыми задачами производственного блока компании на 2009 год предусматривается обеспечить объем погрузки не менее 1055 млн. тонн (что на 19% ниже параметров текущего года), начисление выручки за грузовые перевозки - не менее 757,3 млрд. руб. (что на 10% ниже параметров 2008 года)",- говорится в пресс-релизе со ссылкой на первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова. На прошлой неделе совет директоров монополии рассматривал три сценария развития ситуации в компании в условиях экономического кризиса. Падение железнодорожных перевозок на 19% предполагал самый пессимистичный из вариантов (самый оптимистичный - на 6%). В пресс-службе ОАО РЖД пояснили, что выбор самого худшего сценария как базового предопределен правительством: позавчера министр транспорта Игорь Левитин обнародовал на заседании правительственной комиссии прогноз снижения объема железнодорожных перевозок в 2009 году на 19%. В ОАО РЖД не стали спорить с министром: "Всегда лучше готовиться к худшему, чем быть излишне оптимистичными". В компании признают, что в 2009 году может произойти первое падение доходов за всю историю существования ОАО РЖД, сформированного на базе Министерства путей сообщения в 2004 году. В то же время падение перевозок по сети ОАО РЖД в первые недели декабря уже превысило 28%. Прогнозы отраслевых экспертов еще более неблагоприятны. "Если промышленное производство и строительство падает на 50%, то и железнодорожные перевозки упадут примерно на этом же уровне",- полагает глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. Он отмечает, что для удержания погрузки на уровне 19% по итогам всего года ОАО РЖД должно существенно нарастить погрузку во втором полугодии, но "симптомов того, что производство оправится от кризиса к концу года", господин Шаго пока не видит. "Обнародованные цифры снижения доходов показывают, что индексация тарифов все равно не позволит ОАО РЖД избежать убытков",- отмечает глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Вчера правление ФСТ утвердило повышение грузовых тарифов в 2009 году на 8% - на 5% с 1 января и на 5,7% с 1 июля. По словам господина Безбородова, разница в прогнозах снижения погрузки и выручки говорит о том, что ОАО РЖД надеется на сохранение или более медленные темпы падения перевозок контейнерных и других высокодоходных грузов. Эксперт полагает, что для удержания основной грузовой базы компании и частичного восстановления промышленности следует снизить тарифы на перевозку массовых грузов - металлов, угля, стройматериалов и ряда других. Впрочем, сами железнодорожники никогда не предлагали такой меры борьбы с кризисом в отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
КоммерсантЪ25.12.2008РЖД теряет доходы