20-11-18 / 2018
Новости отрасли
Компания "РЖД" готова внести финансовый вклад в цифровизацию транспорта

Предстоит решить множество вопросов о структуре единой цифровой платформы, принадлежности полученных данных, кто и как ими сможет пользоватьсяСоздание единой цифровой платформы, на которой могли бы развиваться все транспортные сервисы России, стало основной темой пленарной дискуссии XII Международного форума и выставки "Транспорт России". Она сможет обеспечить бесшовные технологии для перемещения грузов и офомления единого билета для пассажиров на различные виды транспорта. Генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров полагает, что платформа должна быть функционально открытой, чтобы к ней могли присоединиться все желающие, и самоокупаемой.

Важнейшим фактором развития транспортной системы будет ее цифровизация, и это направление заложено в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, подчеркнул, открывая дискуссию, министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

"Наша миссия – создать единую цифровую платформу транспорта на основе российского программного обеспечения с доступом к транспортным сервисам по принципу одного окна, – пояснил министр. – Фактически будет создан "зеленый" цифровой коридор, где груз сможет беспрепятственно и безопасно перемещаться с использованием электронно-навигационной пломбы под контролем систем ГЛОНАСС и "Платон". Электронный документооборот обеспечит быстрое и качественное оформление и ускоренное прохождение пунктов пропуска. Для предприятий будет доступна мультимодальная цифровая биржа перевозок, а для пассажиров – полноценный электронный билет на разные виды транспорта".

Возможность создания такого ресурса предусмотрена федеральной программой "Цифровой транспорт и логистика", которая входит в состав национального проекта "Цифровая экономика". Эта программа утверждена премьер-министром в прошлом году. По расчетам правительства, за счет ее реализации к 2025 году ВВП может вырасти не менее чем на 1%.

По словам вице-премьера Максима Акимова, особых технологических проблем и вызовов при создании единой цифровой платформы нет. Однако предстоит решить множество вопросов о ее структуре, принадлежности полученных данных, кто и как ими сможет пользоваться. Будет ли это один оператор и новая монополия либо открытое пространство доверия, единых данных и стандартов.

"В транспортном сообществе нужно завершать эту дискуссию, – отметил Максим Акимов. – С одной стороны, мир принадлежит крупным игрокам, которые имеют средства и возможность влиять на технологии".

"Но с другой – монополизация рынка и стандартов не позволит развиваться транспортной отрасли. Поэтому здесь необходимы недискриминационный доступ к данным и активная антимонопольная политика. Физически открытый доступ к данным не будет порождать монополии", – добавил Максим Акимов.

Как подчеркнул Олег Белозеров, без цифровизации основных процессов компания не сможет решить те задачи развития, которые перед ней были поставлены руководством страны. "В долгосрочной программе развития до 2025 года мы заложили порядка 150 млрд руб., которые хотим направить на эту сферу, и их нам должно хватить, чтобы сформировать новую бизнес-модель, – сказал глава ОАО "РЖД". – У нас есть определенные показатели, которых мы должны к этому сроку достичь. Доля услуг по грузовым перевозкам, оформленным в электронном виде, должна составить около 75%, электронных документов – порядка 90%, а пассажирских билетов в дальнем следовании – не менее 70%, хотя этот показатель мы еще подкорректируем".

В компании используются много различных электронных сервисов как для грузоотправителей, так и для пассажиров. При предоставлении таких услуг количество пользователей быстро растет. Поэтому ОАО "РЖД" и поддерживает создание единой цифровой платформы.

"Полагаем, она должна состоять из совокупности различных систем и одним из ключевых принципов должна стать верификация данных, – отметил Олег Белозеров. – Данные должны быть абсолютно достоверными. Для этого нужно использовать различные современные технологии. Каждый участник должен быть идентифицирован. Это должна быть открытая платформа, чтобы к ней могли присоединиться все желающие и вносить свой вклад в развитие".

Руководитель холдинга подчеркнул, что компания готова на первом этапе при формировании новой структуры внести и финансовый вклад, однако сама платформа должна работать на принципах самоокупаемости. И это один из ключевых элементов.

Однако цифровизация должна использоваться как инструмент, который объединяет различные виды транспорта, состыковывать различные транспортные технологии. Поэтому Олег Белозеров выразил надежду, что, когда появится законодательная база, станет возможен и единый билет на мультимодальные пассажирские перевозки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.11.2018