30-04-13 / 2013
Новости отрасли
Компания "Роснефть" меняет систему железнодорожных перевозок

В расстановке сил на самом доходном сегменте российского железнодорожного рынка - по перевозке нефти и нефтепродуктов - грядут перемены. "Роснефть", на которую приходится пятая часть этих перевозок, начинает распределять их через тендеры. В результате операторы могут "с чистого листа" претендовать на 40 млн тонн нефтяных грузов в год. Контракты общей ценой более 13 млрд руб. будут заключаться с 1 июля на год. Эксперты считают, что состав основных партнеров в лице Первой грузовой компании, "Нефтетранссервиса" и "Трансойла" "Роснефть" сохранит, но их доли могут измениться, а серьезную конкуренцию составят АФК "Система" и Globaltrans.

Три источника "Ъ" на железнодорожном рынке сообщили, что дочерняя компания "Роснефти" "РН-транс" готовится объявить тендеры на перевозку нефти и нефтепродуктов. По словам собеседников "Ъ", конкурсная документация будет опубликована к середине мая, итоги тендеров подведут в течение июня. "С 1 июля уже начнут действовать новые контракты. Ожидается, что они будут заключаться на 9-12 месяцев, хотя надо дождаться итогового варианта конкурсной документации", - отметил один из собеседников "Ъ". Все источники при этом утверждают, что объемы "Роснефти" слишком велики, чтобы выставлять их на тендер одним лотом. Скорее всего, будет несколько конкурсов - по разным направлениям перевозок и НПЗ, говорят собеседники "Ъ". В "Роснефти" на запрос "Ъ" не ответили.

На тендеры будут выставлены крупнейшие объемы перевозок нефти и нефтепродуктов в стране. По данным источников "Ъ", работающих с госкомпанией, это 40-50 млн тонн в год.

Впрочем, часть объемов перевозит сам "РН-транс", их на тендер могут не выставить (компания арендует несколько тысяч цистерн у "УВЗ Логистики", срок договора - до конца года). На конкурсах будет распределено около 40 млн тонн, прогнозируют потенциальные участники тендеров. В зависимости от сезонности "Роснефти" постоянно необходимо 30-40 тыс. цистерн. Только вагонная составляющая заказа (с которой получает доход оператор), как оценивают источники "Ъ", превысит 13 млрд руб.

Госкомпания впервые выставит свои объемы на тендеры, до сих пор она заключала контракты с операторами напрямую. К проведению тендеров ее вынуждает 223-ФЗ, который с 1 июля 2013 года предписывает закупать товары и услуги через конкурентные процедуры не только госкомпаниям, но также их дочерним структурам. "Компания могла бы отложить проведение тендеров, если бы у нее на 1 июля еще действовали контракты. Но они как раз истекают", - говорит источник на рынке. Закон распространяется и на "Газпром нефть", но там не комментируют ни нынешнюю систему организации железнодорожных перевозок, ни возможные планы по проведению тендеров.

Для недавно приобретенной "Роснефтью" ТНК-ВР проводить такие тендеры не планируется, у нее есть действующие соглашения с операторами, подчеркивают собеседники Ъ". Тем более что ТНК-ВР еще с 2010" года стала выставлять свои объемы перевозок по железной дороге на тендеры (на тот момент - около 27 млн тонн в год). В компании подчеркивали тогда, что "это уникальный опыт для России". ТНК-ВР выбирала предложение "лучшего коэффициента дисконтирования к базовой стоимости перевозки, определенной по формуле цены". Источники в компании говорят, что "тендеры были реально конкурентными".

Основным партнером "Роснефти" по перевозке нефти и нефтепродуктов сейчас является крупнейшая в стране Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина. На ее долю приходится, по разным оценкам, 35- 45% от общих объемов. Среди других крупных партнеров - "Трансойл" и "Нефтетранссервис" (НТС). В ПГК и НТС подтвердили, что готовы участвовать в тендерах. В "Трансойле" заявили, что "рассмотрят условия".

Участники рынка не ждут, что структура партнеров "Роснефти" по итогам тендеров сильно изменится. "Почти наверняка получат часть лотов и НТС, и ПГК, и "Трансойл". Другое дело, что вполне могут измениться их доли, конкуренция ожидается серьезная", - полагает один из собеседников "Ъ". Другой добавляет, что в тендерах наверняка примут участие "СГ-транс" (принадлежит АФК "Система"), а также Globaltrans, которые "вполне способны развернуть борьбу за отдельные лоты". Половину цистерн "СГ-транса" и так может использовать "РН-транс" по действующему контракту, но источник "Ъ", близкий к "Системе", подтверждает интерес к тендерам. В Globaltrans от комментариев отказались.

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что на рынке растет профицит цистерн. С учетом запуска нефтепровода ВСТО-2 на участке Сковородино - Хмыловский может высвободиться 7-8 тыс. единиц парка, после подключения Хабаровского НПЗ к трубе - еще 3-4 тыс. Поэтому, говорит Владимир Савчук из ИПЕМа, "Роснефть" оказалась в выигрышном положении.

Операторы будут стремиться обеспечить себя грузовой базой и наверняка окажутся готовы предложить на торгах дисконт. При прозрачной процедуре торгов, полагает эксперт, госкомпания может серьезно снизить стоимость перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант30.04.13"Роснефть" выходит на новый путь