20-02-13 / 2013
Новости отрасли
Компания "Нефтетранссервис" ведет переговоры о продаже доли РФПИ

Как стало известно "Ъ", у железнодорожного оператора "Нефтетранссервис" есть альтернатива IPO, отложенному из-за плохой конъюнктуры на рынке. Компания ведет переговоры о продаже миноритарного пакета с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), сумма возможной сделки - около $200 млн. Аналитики отмечают, что private placement перед выходом на биржу может стать эффективным решением, хотя для НТС было бы лучше участие РФПИ в IPO в качестве якорного инвестора.

О том, что "Нефтетранссервис" (НТС) ведет переговоры с РФПИ о продаже миноритарного пакета, "Ъ" рассказали несколько участников рынка. По данным источников, сумма возможной сделки - около $200 млн, при этом РФПИ, исходя из стандартной для себя практики, может привлечь в качестве со инвесторов несколько зарубежных фондов. Источники "Ъ" уточняют, что фонд еще в прошлом году вел предварительные переговоры сразу с несколькими железнодорожными операторами, но без конкретики, зато "с НТС диалог сейчас продолжается активно".

В НТС от официальных комментариев отказались. Источник в компании подтвердил, что переговоры с РФПИ начались еще в 2012 году. "Мы и сейчас остаемся в контакте с представителями фонда, но говорить о том, что реально приблизились к сделке и есть какая-то конкретика по возможной сделке, преждевременно", - рассказал собеседник "Ъ". Он подчеркнул, что "планы по выходу на IPO сами по себе, диалог с РФПИ - сам по себе, одно на другом не отразится". В январе НТС объявил о намерении разместить на бирже 25% акций допэмиссии - в течение первого полугодия 2013 года. Планировалось, что IPO состоится уже в начале февраля, однако затем было перенесено ориентировочно на апрель - из-за плохой конъюнктуры рынка.

В РФПИ не стали комментировать интерес к НТС. Источник, близкий к фонду, подтвердил, что НТС - один из возможных объектов для инвестиций РФ ПИ, переговоры с компанией ведутся, но "пока без конкретики".

НТС входит в тройку крупнейших частных операторов России. В его управлении, по данным на сентябрь 2012 года, было 32 482 полувагона и 24 811 цистерн (к концу года компания купила "Евразтранс" еще с 4 тыс. полувагонов). Скорректированная выручка НТС за девять месяцев 2012 года составила 33,6 млрд руб., EBITDA - 13,5 млрд руб., прибыль - 5,8 млрд руб. Чистый долг составлял 41,6 млрд руб. За первые девять месяцев 2012 года компания перевезла 59,6 млн т грузов. Контролируется братьями Аминовыми.

РФПИ создан в июне 2011 года, на 100% контролируется Внешэкономбанком. Зарезервированный капитал фонда - $10 млрд. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами - фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями. Целевой объем каждой инвестиции со стороны РФПИ составляет от $50 до $500 млн и подразумевает средний размер акционерного финансирования проекта от $100 до $1 млрд. Размер доли РФПИ в проектах не превышает 50%.

Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" отмечает, что private placement накануне IPO может оказаться не самым эффективным решением для оператора, особенно если новые миноритарии захотят в дальнейшем продать часть акций при выходе НТС на биржу. "Интересней выглядит схема, при которой РФПИ вместе с партнерами станет якорным инвестором в рамках IPO оператора, тем самым гарантировав ему успешное размещение", - пояснила аналитик. Она добавила, что сейчас НТС вряд ли срочно нужны средства на развитие, но они могут понадобиться к концу года. По мнению аналитика, вероятнее всего, в рамках переговоров речь идет о продаже не более чем 15% акций НТС. Никита Мельников из "Атона" оценивает компанию на уровне $1-1,2 млрд.

По мнению Елены Садовской из RMG, вероятно, НТС при переговорах с инвесторами накануне IPO понял, что не получит высокой оценки, с чем и связан перенос размещения на более поздний срок. "Продажу миноритарного пакета РФПИ и его партнерам, если она состоится, можно будет рассматривать как подготовку к IPO. Компания получит оценку и покажет биржевым инвесторам, что к ней есть интерес со стороны фондов".

ЦИТАТА

Что касается капитала - есть вариант IPO, есть вариант с привлечением финансовых инвесторов в виде фондов и так далее. Мы переговоры и подготовку проводим по тому и по другому варианту - Алексей Лихтенфельд, совладелец "Нефтетранссервиса", в кулуарах форума "Россия зовет!" 2 октября 2012 года

НТС взял в лизинг собственные вагоны

Вчера ЗАО "Сбербанк Лизинг" сообщило о поставке "Нефтетранссервису" 3,3 тыс. цистерн для нефтепродуктов. Срок лизингового договора - семь лет. По данным "Ъ", речь идет о схеме возвратного лизинга, то есть оператор продал вагоны и взял обратно в управление, его парк по итогам сделки не вырос. При этом общая контрактная стоимость переданных вагонов составила более 6 млрд руб. По итогам сделки общий парк переданного подвижного состава "Сбербанк Лизинга" увеличился до 44,2 тыс. единиц.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант20.02.13"Нефтетранссервис" ищет прямые инвестиции