02-09-19 / 2019
Новости отрасли
Компания ищет стартапы

Конкурентоспособность перевозчика повысят инновации

Создавая инфраструктуру поддержки инноваций, ОАО "РЖД" уже получило более 500 предложений, которые намерено использовать для повышения своей конкурентоспособности. Об этом сообщил начальник Центра инновационного развития Александр Зажигалкин на круглом столе "Разработать и внедрить: стратегия поддержки стартап-проектов для железнодорожной отрасли" на Международном железнодорожном салоне пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо". Сейчас ОАО "РЖД" выстраивает три основных элемента инфраструктуры поддержки инноваций, создать которые в крупных компаниях распорядился в 2017 году президент РФ Владимир Путин. Во-первых, это региональные инновационные площадки на железных дорогах, которые призваны оценивать эффективность деятельности пилотных проектов и решать вопрос об их тиражировании. Во-вторых, это единое окно инноваций, куда могут подать свои предложения различные организации. И в-третьих, корпоративный акселератор, призванный помогать в развитии предложений. Пока окончательно инфраструктура не достроена, однако уже по первому элементу ОАО "РЖД" получило 30 предложений (из них 19 в работе), по второму – 446 (из них 76 уже отобраны, и идет работа), по третьему – свыше 80 предложений (17 в работе).

Как пояснил Александр Зажигалкин, хотя компания имеет собственный научный потенциал, она намерена отбирать необходимые технологии и на внешнем рынке.

"Мир движется все быстрее и быстрее, конкурентная борьба идет все жестче, и получит преимущества в ней тот, кто сможет быстрее отладить систему внедрения и тиражирования технологий, – заметил Александр Зажигалки. – При этом непонятно, какой продукт выстрелит, а какой нет. Поэтому все компании вынуждены обращаться к поиску технологий на рынке, и часто там можно быстрее и дешевле взять компетенции у сторонних центров, чем разрабатывать их внутри себя. Мы будем как развивать внутренний научный комплекс, так и прибегать к внешнему рынку".

Заместитель генерального директора по экономике и финансам АО "ВНИИЖТ" Денис Шикунов говорит, что инвестиции собственно в НИОКР снижаются, но институт готов изменяться по запросам РЖД.

"Мы сможем проводить экспертизу сторонних проектов, а также разрабатывать для них нормативную документацию, поскольку никто лучше отраслевого института с этим все равно не справится. В частности, ВНИИЖТ способствует развитию корпоративного акселератора, – говорит Денис Шикунов. – Чем больше точек входа для инновационных компаний, тем лучше для ОАО "РЖД".

У небольших компаний, даже и обладающих необходимыми компетенциями, очень много проблем, поскольку они слабо представляют саму структуру компании, с кем нужно согласовывать решения, какие существуют внутренние требования по экспертизе, экономике и прочим параметрам.

Свою историю, характерную для стартапов, рассказал руководитель научно-производственной компании "Лосев" Сергей Алексеенко, который с прошлого года пытается внедрить свой проект по световой индикации на переездах, чтобы предотвращать аварии в темное время суток. В принципе, это обычный светодиодный светильник с особым устройством линз, который ставит световую завесу для предупреждения автомобилистов и людей. Причем он даже не особо дорогой. Однако у компании возникли многочисленные сложности сначала с разрешениями на опытную установку этого светильника на переезде, потом с документальным подтверждением эффекта, затем с документами по безопасности и, наконец, финансовые вопросы, при которых на конкурсах предприятие вынуждено сначала изготовить продукцию и только после этого получить за нее деньги.

"Для небольших компаний, боюсь, это неподъемное требование", – делает вывод Сергей Алексеенко.

Корпоративный акселератор как раз и призван решить вопросы с организацией сопровождения и финансового обеспечения таких проектов, поскольку может попросить убрать определенные требования, которые в данном случае будут явно избыточными.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.09.2019