17-06-20 / 2020
Новости отрасли
Компания готова к снятию ограничений

Как ОАО "РЖД" выйдет из особого периода работы

Пандемия постепенно идет на спад, и мир возвращается к привычной жизни. О том, как меняется уже ставший привычным за три месяца особый режим работы и какие выводы руководство компании сделало из него, "Гудку" рассказал глава РЖД Олег Белозеров. Олег Белозеров, генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" – Во многих регионах смягчаются ограничения, введенные ранее в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Постепенно жизнь возвращается в привычное русло. Как этот процесс идет в ОАО "РЖД", какие этапы по выходу из карантинного режима предусмотрены?

– Страна, а вместе с ней и компания постепенно возвращаются к обычной жизни. Где-то ситуация уже стабилизировалась, где-то продолжают действовать строгие ограничения. Напомню, что, согласно президентскому указу, каждый регион самостоятельно решает, когда смягчать введенный режим.

Наш штаб принял решение с 6 июня отменить режим повышенной готовности, действовавший с начала марта. Считаю, что все необходимые меры – противоэпидемиологические, организационные, медицинские, кадровые, технологические и информационные – были приняты своевременно. В результате нам удалось не допустить взрывного характера распространения инфекции и максимально защитить наших сотрудников, обеспечив непрерывность перевозок.

Сегодня, согласно докладам с мест, компания готова к работе в режиме снятия ограничений. Здесь важно отметить, что речь идет именно о поэтапном возвращении работников, чтобы не допустить повторного распространения инфекции.

На первом этапе на стационарные рабочие места вернутся те, чье присутствие связано с производственной необходимостью, работой с персональными данными, государственной и коммерческой тайной. При этом рабочие места сотрудников, для которых отменяется удаленный формат работы, должны соответствовать всем требованиям Роспотребнадзора и быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.

На втором этапе приступить к работе в прежнем – очном – формате должны все остальные сотрудники, в том числе из группы риска (старше 65 лет, беременные женщины и лица, имеющие хронические заболевания).

Но учитывая, что ситуация в субъектах Федерации складывается по-разному, решения о выводе работников с удаленных рабочих мест и переходе на каждый последующий этап будут приниматься руководителями региональных штабов в соответствии с эпидемиологической обстановкой в конкретном регионе.

– Что лично для вас было самым сложным в этот период? Какие нестандартные решения пришлось принимать, ведь ситуация менялась каждый день?

– Самыми нестандартными были первые недели после введения режима повышенной готовности. И ношение масок и перчаток было не самой большой трудностью из всех возможных. Перевод отрасли в режим удаленной работы в крайне сжатые сроки – так, чтобы этого не почувствовали ни пассажиры, ни грузоотправители, наверное, было самым непростым. И тут я искренне благодарен коллегам: ими была проявлена максимальная собранность, предложено множество действительно интересных и нетривиальных подходов к решению, казалось бы, традиционных задач. Я каждый день наблюдаю сам и получаю массу информации, как наши работники – от рядового рабочего до начальника железной дороги или моего заместителя – проявляют инициативу в ситуациях неопределенности, поддерживают друг друга и свое предприятие, проявляют лучшие профессиональные и человеческие качества. На железной дороге работают золотые люди. Пандемия, безусловно, мощный стресс-фактор, который стал жесткой и объективной проверкой нашей системы управления и работы.

Мы осознанно усилили обратную связь с клиентами в грузовых перевозках. Без напоминаний, инициативно провели работу по предоставлению скидок по всему спектру наших услуг в этой сфере. Но кроме денежной составляющей еще до начала пандемии приоритетом для нас стала усиленная коммуникация с грузовладельцами и операторами через цифровизацию нашего взаимодействия, комфортность наших интерфейсов для пользователей услуг, регулярный обмен информацией. Более оперативное, по-настоящему открытое и рыночное реагирование компания не показывала долгие годы. И это должно стать нормой нашей работы. Время вынужденного отсутствия пассажиров мы использовали для улучшения нашей пассажирской инфраструктуры и повышения стандартов обслуживания.

Мы не закрыли на ночное время ни один вокзал, санитарная обработка подвижного состава сегодня проводится чаще и лучше, чем когда бы то ни было, безопасность всех элементов услуг для пассажиров вышла на новый уровень. В целом об отрасли можно сказать одно: на повестке дня – здравый смысл и ответственное, по-настоящему партнерское поведение участников рынка.

Для всех нас в приоритете не запустить своими действиями отрицательные мультипликаторы в экономике страны в целом и в ее отдельных сегментах. Острый период общими усилиями идет на спад, а восстановительный и даже в чем-то опережающий рост для экономики и для людей мы обеспечим, РЖД будут не только самой естественной, но и наиболее прогрессивной монополией в российской экономике.

– В короткие сроки компания увеличила число дистанционных форм работы с клиентами, будет ли сохранена эта практика?

– Мы максимально перевели работу в электронный формат везде, где это было возможно.

Автоматически на три месяца пролонгировались все документы, которые необходимы клиентам для погрузочно-разгрузочных работ, договоры на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. В дистанционный режим была переведена работа по согласованию технических условий по размещению и креплению грузов, контролю запорно-пломбировочных устройств.

Сегодня можно дистанционно получить всю необходимую информацию по грузовым перевозкам, произвести расчет тарифа и даже отправить груз "от двери до двери".

Для этого создана и успешно функционирует электронная торговая площадка "Грузовые перевозки". К ней уже подключено 80 компаний – поставщиков услуг и более 5 тыс. клиентов. Как вы помните, в самом начале пандемии отмечался ажиотажный спрос на товары первой необходимости и продукты питания.

Благодаря усиленной работе торговых сетей дефицита товаров не случилось, что существенно сняло традиционные для таких ситуаций тревожные ожидания людей. Понимая свою роль в цепи поставок, мы немедленно на всех уровнях компании поставили на особый контроль доставку продовольственных грузов.

При этом для упрощения процедуры перевозки по железной дороге было отменено обязательное требование о предоставлении эскизов погрузки в вагоны для целого ряда грузов, в том числе гречки, других круп и грузов в крытых вагонах. И это дало значительный эффект. С учетом полученного опыта мы, конечно же, еще раз проведем переоценку наших возможностей по дальнейшему упрощению и переходу на полностью цифровой формат взаимодействия с клиентами.

Это отвечает требованиям времени, и, главное, этого хотят наши клиенты.

– Железнодорожные медики активно участвуют в борьбе с COVID-19. Есть даже добровольцы в другие регионы. Насколько, на ваш взгляд, успешно построена работа? Будут ли после подведения итогов произведены изменения в работе "РЖД-Медицина"?

– Прежде всего хочу еще раз сказать нашим медицинским работникам огромное человеческое спасибо! На протяжении всех этих непростых месяцев они спасали жизни людей, в том числе наших коллег, и продолжают это делать сейчас. Период пандемии явственно продемонстрировал огромную роль нашей железнодорожной медицины, ее силу, востребованность, надежность. Работа, которую провели в рамках борьбы с COVID-19, беспрецедентна по масштабу и срокам. Так, только в Москве в кратчайшие сроки было развернуто 1190 специализированных коек.

Почти 3 тыс. специалистов включились в борьбу с инфекцией, около 300 приехали из других регионов страны. Это мужественные, самоотверженные люди, перед которыми мы все в долгу. За 2,5 месяца тяжелейшей работы вылечено и выписано почти 2600 человек. Очень хочется надеяться, что дальше будет легче, но риски распространения инфекции до сих пор сохраняются.

Первоочередными задачами для сети "РЖД-Медицина" в будущем должны стать мероприятия по снижению риска так называемой второй волны. Мы, со своей стороны, будем поддерживать медиков всем, чем сможем, и по-прежнему держать на особом контроле вопросы материальных выплат. Все должно быть получено своевременно и в полном объеме.

– На сети развернута и волонтерская работа. Молодые люди помогают пожилым, оказавшимся дома: приносят продукты и лекарства. Насколько велик размах этого движения на всей сети? И много ли удалось оказать помощи таким образом?

– В случае с волонтерским движением я не сомневался в своих коллегах: традиции заботы о людях преклонного возраста у железнодорожников всегда были очень сильны. Действительно, с конца марта мы активно начали оказывать поддержку самым незащищенным группам населения, попавшим в зону риска. На призыв о помощи откликнулось около 2,5 тыс. добровольцев компании, а на всей сети железных дорог на постоянной основе работают 85 волонтерских штабов. На сегодняшний день уже почти 30?тыс.?ветеранов-железнодорожников оказаны различные виды помощи, и эти цифры растут каждый день.

Кроме того, свыше 1 тыс. добровольцев участвуют в Общероссийской акции #МЫВМЕСТЕ?и?оказывают помощь не только нашим ветеранам, но и другим пожилым людям. Добровольцы помогают в быту, приносят продукты питания и лекарства, отвечают на вопросы по телефонам горячей линии и многое другое.

Но самое важное и бесценное, что они делают, – это внимание, это крайне важно для любого человека, находящегося в стрессовой обстановке, а особенно для пожилого.

– В прошлом интервью вы говорили о том, что сокращений не будет, но нам продолжают приходить вопросы от читателей, которые крайне обеспокоены этой темой. Особенно волнуются по поводу возможных сокращений те, кто работает в удаленном режиме.

– Неоднократно говорил и повторю еще раз: важнейшим ресурсом компании являются ее сотрудники. Да, сейчас мы наблюдаем спад объемов перевозок грузов и особенно пассажиров. Но, учитывая, что по мере стабилизации экономики объемы перевозок восстановятся, нам необходимо сохранять квалифицированный персонал.

Напомню, что в компании трудятся рабочие и специалисты с уникальными компетенциями, которых на рынке просто нет, а их подготовка занимает длительное время. Конечно, независимо от состояния макроэкономики, компания занимается повышением операционной эффективности. В первую очередь это развитие и модернизация основных фондов, внедрение малолюдных и безлюдных технологий, цифровая трансформация бизнес-процессов и пересмотр технологии.

Это, с одной стороны, приводит к созданию высокопроизводительных рабочих мест, а с другой – к снижению трудоемкости и потребности в трудовых ресурсах. Это объективная закономерность. Сегодня, учитывая ситуацию на рынке труда, мы занимаемся переобучением сотрудников, перераспределяем их на предприятия, где есть объем работы (например, строительство), а также на вакантные рабочие места. Ведь люди уходят на пенсию, увольняются по другим причинам, например в связи с изменением места жительства.

Что касается сотрудников компании, работающих дистанционно. В основном это офисные работники.

Они не только в полном объеме исполняли свою работу, но и решали новые задачи. Возвращаясь к обычному режиму работы, мы постараемся учесть накопленный опыт, и, возможно, часть работников продолжат работать дистанционно или в комбинированном режиме. Подчеркиваю – возможно. Удаленный режим работы содержит много подводных камней, начиная от жилищных условий человека и заканчивая долгосрочными потерями для нашей корпоративной культуры.

Это направление не должно носить принудительный характер и тем более реализовываться путем назначения каких-то эфемерных квот от численности подразделения. Говорил об этом в прошлом интервью, повторю и сейчас: все такого рода решения должны быть сугубо добровольными, не должно быть никакой кампанейщины и волюнтаризма в этом тонком вопросе. И уж точно сам факт перехода сотрудника на удаленный режим работы не является основанием для сокращения такого рабочего места в дальнейшем.

– Планируется ли дальнейшее изменение формата обучения железнодорожников после стабилизации неблагоприятной эпидемиологической обстановки?

– За последние месяцы подход к процессу обучения действительно претерпел серьезные изменения, вы об этом неоднократно писали. Мы смогли не только сохранить темпы обучения и развития работников компании, но и существенно расширить возможности нашей системы корпоративного образования. Были найдены эффективные решения для того, чтобы продолжить подготовку и повышение квалификации рабочих. Оперативно были разработаны и утверждены регламенты дистанционного обучения, проведения квалификационного экзамена в дистанционном формате.

Разумеется, полностью такой формат применим не для всех профессий. Поэтому мы активно стали использовать смешанное обучение: изучение теоретического материала проводится дистанционно, а тренажерная подготовка и практические занятия – очно.

Такие современные технологии в обучении, как виртуальная и дополненная реальность (VR и AR), мы успешно применяли в учебных центрах и до пандемии и будем только увеличивать объем их использования в дальнейшем. Что касается обучения руководителей, наш Корпоративный университет в начале апреля существенно расширил формат открытого онлайн-обучения. Мы не остановили наше международное сотрудничество: новым продуктом Корпоративного университета стала серия онлайн-мастер-классов на английском языке для зарубежных железных дорог и логистических компаний.

Я нисколько не сомневаюсь, что новые подходы в обучении останутся с нами и после снятия ограничений.

– Сможет ли компания выполнить обязательства по индексации заработной платы, несмотря на сложившуюся ситуацию в экономике, связанную с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой?

– Все взятые обязательства по индексации заработной платы будут выполнены в полном объеме. В текущем году компания уже проиндексировала заработную плату с 1 марта на 2%.

Размер второй индексации будет определен, исходя из финансовых возможностей компании, после публикации Минэкономразвития обновленного прогноза социально-экономического развития страны на 2020–2023 годы.

– Большинство работников железных дорог не прекращали работу, она лишь сопровождалась дополнительными мерами безопасности. Как вы оцениваете прошедший период ограничений с точки зрения эффективности работы железнодорожников, производительности труда?

– Что касается роста производительности труда в целом по компании, то период ограничений оказал негативное влияние на объемы работы. Конечно же, это не могло не отразиться на темпах роста производительности труда. Однако в данном случае говорить о производительности труда как о величине, измеряемой в цифрах, не совсем уместно. В существующих условиях главным критерием оценки эффективности работы железнодорожников я считаю обеспечение бесперебойной работы отрасли. И мы с этим справились независимо от того, осуществляли ли работники свою деятельность непосредственно на рабочем месте или в дистанционном формате.

– Как вообще, с вашей точки зрения, может измениться дальнейший подход к проведению в компании массовых мероприятий, учитывая, что многие работники активно участвуют в спортивной и общественной жизни?

– В первую очередь мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора. А это значит, что массовые мероприятия, в том числе спортивные, будут возобновляться с учетом необходимости соблюдения дистанции среди зрителей, применения ими средств индивидуальной защиты, бесконтактного измерения температуры тела и пр.

Учитывая любовь железнодорожников к активному спорту, РФСО "Локомотив" проводило для всех желающих занятия в онлайн-формате. Как мне сообщили коллеги, занятия проводились по гимнастике, кроссфиту, йоге, а также комплексные фитнес-тренировки.

Более того, были проведены Всероссийские соревнования среди работников компании по шахматам и киберфутболу! Похоже, мы и в спорте остаемся на острие цифровой трансформации (улыбается). Вместе с тем по мере снятия ограничений призываю всех возвращаться к своим любимым спортивным занятиям в полном объеме.

Ценность здоровья и физического развития в нынешнее время становится еще выше, да и с последствиями изоляции быстрее справимся.

– Период работы на удаленной основе стал большим испытанием и для семей железнодорожников. Серьезный стресс испытывали и младшие члены семей. Что этим летом будет сделано для организации детского отдыха?

– Пока детский отдых перенесен в онлайн-формат – у нас развернута программа "Страна железных дорог". Мы сделали ставку на возможность диалога с каждым ребенком. Не надо думать, что "Страна железных дорог" – это ребенок, не отрывающий глаз от компьютера. В онлайн -лагере у детей сбалансированный режим дня, постоянная физическая активность с элементами соревновательности, общение со сверстниками, создание совместных проектов. Для всех участников во все регионы были доставлены специальные наборы – форма, наборы для творчества и спорта и др. Это позволяет всему отряду заниматься одновременно. Впервые все 52 ведомственных лагеря ОАО "РЖД" синхронизировали свои подходы к занятиям детей. Конечно, нельзя сказать, что онлайн-формат может заменить любимый лагерь полностью. Но в сложившихся условиях это реальная рука помощи как железнодорожникам, так и их детям, для которых лагерь-2020 все-таки состоится. В интересах сохранения здоровья наших детей открытие очных оздоровительных лагерей будет идти значительно медленнее, чем обычно.

Тем не менее при снятии ограничений будем возвращаться в нормальные условия.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.06.2020