03-07-12 / 2012
Новости отрасли
Компания Башнефть передает вагоны в профессиональное управление

"Башнефть" купила половину доли в операторе железнодорожного подвижного состава. Ему будет передан весь парк вагонов, принадлежащих нефтекомпании. В перспективе она не исключает продажи этого вида бизнеса, который аналитики оценивают в 250 млн долл.

ФАС удовлетворила ходатайство "Башнефти" о приобретении 50% в уставном капитале ООО "Финансовый альянс", сообщило вчера ведомство. Компания специализируется на аренде транспортных средств и оборудования.

Сейчас у "Башнефти" есть собственная транспортная инфраструктура, которая насчитывает 4,5 тыс. железнодорожных вагонов. Ими она владеет напрямую и через дочерние предприятия ("Башкирнефтепродукт", "Новойл", УНПЗ и "Уфанефтехим"). Компания поставляет топливо по России и за рубеж железнодорожным и трубопроводным транспортом (см. графики). Согласно годовому отчету компании за 2011 год, доля поставок нефтепродуктов, осуществленная собственным парком, составила 6,5 млн т, или 60% общего объема поставок нефтепродуктов по железной дороге. Около 8,7% объемов поставок нефти и газового конденсата на НПЗ было осуществлено по железной дороге.

Приобретение доли в операторе предполагает продажу этой компании парка железнодорожных вагонов "Башнефти", пояснили РБК daily в нефтяной компании. В будущем она рассмотрит возможность продажи этого пакета, что соответствует политике "Башнефти" по выводу непрофильных активов.

Нефтяные компании предпочитают арендованные цистерны собственным. В 2008 году ЛУКОЙЛ продал собственный парк железнодорожных цистерн для транспортировки сжиженного природного газа и нефти (7,5 тыс. единиц) и одновременно взял их в аренду. Продажа объяснялась стратегией "по выбытию непрофильных активов". С 2010 года "Роснефть" рассматривает вариант продажи "дочки" "ЮКОС-Транссервис", которая осуществляет железнодорожные перевозки нефти, нефтепродуктов, продуктов нефтехимии, сжиженных газов на внутренний рынок и экспорт. В ее распоряжении находится более 16 тыс. приватных вагонов цистерн, из которых половина принадлежит самой компании.

Парк вагонов "Башнефти" аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов оценивает в 200 - 250 млн долл. В случае их продажи спрос со стороны мейджоров - "Трансойла", "Нефтетранссервиса", "Глобалтранса" - будет обеспечен, считает он. Собственный парк вагонов для ВИНК - это гарантия наличия провозных мощностей. Однако в настоящее время ситуация на рынке улучшается и риск срыва поставок нефтепродуктов сокращается, поэтому у индустриальных производителей, в том числе нефтяных компаний, остается все меньше стимулов владеть такими активами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily03.06.12"Башнефть" сохранит вагоны