14-07-06 / 2006
Компания в СМИ
КоммерсантЪ Daily, 14.07.2006

Что удалось отобрать частным операторам у ОАО РЖД

 

Доля ОАО РЖД на рынке грузовых железнодорожных перевозок в последние три года снижается. Если в 2003 году доля монополии в общем грузообороте составила 79,2%, а частных операторов -- 20,8%, то в 2004 году соотношение было уже 74 на 26%, а в 2005 году -- 68,9 на 31,1%. При общем росте рынка в 2005 году на 4,6% грузооборот ОАО РЖД упал на 2,57%. Рентабельность перевозок ОАО РЖД снизилась с 31,2% в 2003 году до 21,9% в 2005 году. Всего ОАО РЖД в 2005 году обслужило около 50 тыс. клиентов, 20 из которых обеспечили 30% выручки и 24% объема перевозок. Крупнейшими грузоотправителями стали ЮТС (28 млн тонн, 23,81 млрд руб., 4,88% выручки), НК ЛУКОЙЛ (31,5 млн тонн, 16,361 млрд руб., 3,35%), "Кузбассразрезуголь" (37,7 млн тонн, 11,893 млрд руб., 2,44%), ТНК-ВР (14,6 млн тонн, 10,233 млрд руб., 2,1%), "Роснефть" (18,6 млн тонн, 9,317 млрд руб., 1,91% выручки).

Своими основными конкурентами в ОАО РЖД называют кэптивных операторов "ЛУКОЙЛ-Транс", "ММК-Транс", Управляющую транспортную компанию и Центр рудных перевозок (подконтрольны "Металлоинвесту"), "Финтранс" ("Илим Палп"), "Спеццистерны" (СИБУР) и независимых операторов "Северстальтранс", ОТЭКО, Новую перевозочную компанию, "Евросиб СПб", Дальневосточную транспортную группу. Частные операторы занимают наиболее прочные позиции в перевозках удобрений, (64,5% грузооборота), нефтяных грузов (60,7%), руды (44,4%), черных металлов (24,9%). По отдельным видам грузов доли операторов уже превышают 80%, например по сырой нефти (83,2%), светлым нефтепродуктам (85,1%), калийным удобрениям (85,2%), щелочным металлам (95,7%), топливному торфу (97,3%), углеводороду (99%). ОАО РЖД сохраняет лидерство в перевозках хлебных грузов (97,6%), кокса (96,4%), угля (92,7%), лесных грузов (91,5%).