24-10-06 / 2006
Компания в СМИ
Коммерсантъ, 24.10.2006

Пути сообщения разошлись

Росжелдор представил антимонопольную концепцию

Росжелдор начал официальную кампанию против создания дочернего грузового оператора ОАО "Российские железные дороги". Вчера ведомство представило концепцию развития железнодорожной отрасли, которая предполагает создание в России альтернативных ОАО РЖД перевозчиков уже в 2007 году. Если она будет реализована, прямые потери монополии могут составить около $100 млн в год, а косвенные -- до $800 млн.

Вчера межведомственная комиссия по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте рассмотрела концепции развития отрасли для представления правительству. Свои варианты представили Федеральное агентство по железнодорожному транспорту (Росжелдор), ОАО РЖД и Федеральная служба по тарифам (ФСТ). В основном дискуссия развернулась вокруг новой для всех и весьма радикальной концепции Росжелдора (см. справку).

Как удалось выяснить Ъ, в основе нее лежат предложения частных операторов подвижного состава. В июне, когда стало очевидно, что ОАО РЖД рассчитывает на создание крупного грузового оператора уже в 2007 году, в Минтранс поступило письмо от четырех компаний (его копия имеется в распоряжении Ъ). Письмо подписали исполнительный директор ООО "Независимая транспортная компания" Александр Юдин, глава совета директоров ОАО "Новая перевозочная компания" Александр Елисеев, гендиректор ООО "Фирма "Трансгарант"" Сергей Гущин и глава ООО "Трансойл" Игорь Ромашов. Они предложили министру транспорта Игорю Левитину до конца года организовать выход частников на рынок перевозок. Для этого, по мнению компаний, нужно "понизить экономический барьер" путем внесения ряда поправок в действующий прейскурант 10-01 (по нему проводятся все расчеты за грузоперевозки), в том числе с введением для частников понижающих коэффициентов к тарифам. В результате, по оценкам ОАО РЖД, стоимость пользования инфраструктурой для частников снизилась бы на 5-60% по разным видам грузов.

Предложения частных компаний заинтересовали Минтранс (Игорь Левитин ранее был замгендиректора другого крупного частного оператора - ЗАО "Северстальтранс"), и чиновники начали их активно обсуждать. А менее чем через месяц один из авторов письма - Игорь Ромашов - возглавил Росжелдор. В результате к концу сентября письмо трансформировалось в концепцию ведомства по реформированию рынка железнодорожного транспорта в период до 2015 года. Ряд положений документа почти дословно повторяют пункты письма.

Если правительство выберет схему Росжелдора в ее нынешнем варианте, прямые потери ОАО РЖД от снижения тарифов будут невелики -- порядка 3-5% доходов, то есть 22,47-37,46 млрд руб. в год. Но фактически это означает, что 20-33% прибыли монополии пойдет на дотации частникам. "Государство должно стимулировать развитие рынка перевозок, - пояснил Ъ Игорь Ромашов. - При этом в результате появления частных перевозчиков ОАО РЖД сможет снизить расходы, и общий экономический эффект для монополии будет положительным". В ОАО РЖД, правда, так не считают.

В самой монополии уверены, что до 2010 года альтернативных перевозчиков в России появиться не должно, а нужно завершить формирование рынка операторов (то есть создать дочернюю грузовую компанию ОАО РЖД). В принципе, с похожей концепцией выступила ФСТ, с которой в итоге объединило свою позицию ОАО РЖД. В Минэкономразвития Ъ сказали, что не разделяют взглядов Росжелдора о необходимости немедленного создания перевозчиков, но и не считают, что с этим надо тянуть до 2010 года. По данным Ъ, сходную позицию заняло большинство других участников совещания (в комиссию входят 34 представителя министерств и ведомств, ОАО РЖД и частных компаний, а также депутатов и сенаторов) - они не поддержали впрямую ни Росжелдор, ни ОАО РЖД.

В результате комиссия не смогла прийти к консенсусу. Участники договорились создать рабочую группу для выработки компромиссного варианта концепции. Ее следующее заседание запланировано на ноябрь. Это значит, что 2 ноября правительство не будет рассматривать концепцию: Игорь Левитин доложит только о текущем ходе реформы отрасли.

Господин Ромашов заверил Ъ, что Росжелдор будет жестко настаивать на оперативном создании рынка перевозчиков и надеется на поддержку своей концепции Минтрансом и правительством. Однако каким может быть компромисс, ни один из участников дискуссии предсказать не берется, как и сроки согласования позиций. Между тем совет директоров ОАО РЖД собирается вынести решение о создании грузового оператора монополии только после утверждения концепции развития отрасли.

В ОАО РЖД подчеркивают, что затягивание решения, как и принятие концепции Росжелдора, чревато для компании большими косвенными потерями. По расчетам Morgan Stanley, задержка в выведении на рынок акций грузового оператора приведет к его обесцениванию примерно на $800 млн в год. А отказ от создания оператора -- к недополучению ОАО РЖД $3-5 млрд от продажи акций грузовой компании. При этом консультант отмечает, что разделение парка по направлениям с выведением на рынок небольших компаний будет гораздо менее эффективным с точки зрения капитализации. Зато такая схема более выгодна частным компаниям. Они смогут стать стратегическими инвесторами дочерних структур ОАО РЖД, заплатив всего до нескольких сотен миллионов долларов, тогда как приобретение даже блокпакета в едином операторе потребовало бы $1,5-2,5 млрд.