РЖД сгружает вагоны
Весь парк компании будет передан дочернему ОАО
Правление ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) одобрило проект создания дочерней грузовой компании (ГК). Она должна начать работу с 1 января 2007 года и получить почти 90% грузовых вагонов ОАО РЖД. Капитализация ГК составит $4,3-10,3 млрд в зависимости от того, по какому сценарию пойдет развитие компании. Минимальной ее стоимость будет, если доля ГК на рынке за несколько лет снизится с нынешних 68,9 до 64,8%, и максимальной -- если вырастет до 78,2%. Таким образом, государству придется выбирать между получением максимальных доходов от продажи акций ГК и реальной демонополизацией железнодорожных перевозок.
В распоряжении Ъ оказался бизнес-план создания грузовой компании (ГК, дочернего общества ОАО РЖД), который вчера обсуждало правление железнодорожной монополии. В соответствии с документом ОАО РЖД будет владельцем 100% обыкновенных акций ГК, одну привилегированную акцию получит АНО "Желдорреформа". Уставный капитал ГК формируется за счет взноса грузовых вагонов ОАО РЖД. Новому АО передаются 564,4 тыс. вагонов (89,4% парка ОАО РЖД). По оценке ФБК от 1 апреля, их стоимость -- 235,2 млрд руб., но источник Ъ в ОАО РЖД уточняет, что сумма (и, как следствие, амортизационные платежи) слишком велика и вагоны должны быть переоценены.
Создание ГК предполагает расторжение существующих договоров аренды вагонов ОАО РЖД с частными операторами. Дочерние структуры монополии в области грузоперевозок -- "Трансконтейнер", "Рефсервис", "Русская тройка" и, вероятно, будущее СП с Новой перевозочной компанией по автомобильным перевозкам -- пока предполагается сохранить в качестве самостоятельных компаний, подконтрольных ОАО РЖД, а не ГК. Кроме того, стартовый баланс ГК формируется за счет обязательства по финансовому лизингу 12,2 тыс. полувагонов на 16 млрд руб. и денежных средств в размере одной двенадцатой от операционных затрат компании в 2007 году (3,6 млрд руб.). Для обеспечения работы ОАО РЖД как публичного перевозчика ГК будет взаимодействовать с монополией по двум схемам. Часть вагонов, внесенных в ГК, отдается материнской компании в доверительное управление. В основном это парк для наименее рентабельных перевозок (например, угля). Для него будут действовать тарифы инвентарного парка ОАО РЖД (по прейскуранту 10-01). ГК монополия перечисляет в качестве арендной платы вагонную составляющую от тарифа (в среднем около 15%). Необходимость такого "возвратного" механизма в ОАО РЖД объясняют двумя причинами. Во-первых, требованиями Евросоюза и программы реформы железных дорог РФ по отделению перевозок от инфраструктуры. Полное выделение вагонов, пусть даже отчасти лишь формальное, должно стать первым шагом к этому. Во-вторых, необходимостью капитализировать ГК и получить доход от продажи ее акций. Оставшиеся вагоны на наиболее доходных перевозках будет использовать сама ГК. С ОАО РЖД ГК должна работать, как частные операторы подвижного состава, через оплату тарифа за перевозки грузов в собственном подвижном составе.
Согласно бизнес-плану, ГК будет стремиться увеличить долю на рынке в сегменте перевозок нефтяных грузов, обогащенных руд, концентратов, пиломатериалов и удобрений. При этом ГК хочет предоставлять клиентам скидки для "покупки" рыночной доли. "Возможны дисконты и надбавки к тарифам, но в целом колебания должны составить не более 1,5%,-- поясняют в ОАО РЖД.-- Иногда более серьезным подспорьем будет фактор отсрочки платежей или отсутствия предоплаты при тарифах даже выше прейскуранта 10-01. Сейчас мы этого делать не можем".
Частные операторы подвижного состава, с которыми ГК вступит в прямую конкуренцию, не высказывают по этому поводу серьезных опасений. "Еще один сильный игрок упорядочит рынок, это приведет к его укрупнению,-- полагает гендиректор Новой перевозочной компании Игорь Асатуров.-- ГК будет поставлена в те же условия, что и частные операторы, что позволит наконец извлечь инфраструктурную составляющую из общего тарифа". "Создание ГК -- закономерный и справедливый процесс,-- соглашается глава "Северстальтранса" Константин Николаев.-- РЖД должно обладать тем же инструментарием, что и частные компании. Монополия не может сама устанавливать тарифы из-за регулирования, ГК позволит ей улучшить позиции. Частным операторам станет сложнее, но если процесс пойдет корректно, то в целом для рынка он будет позитивным".
Однако частные операторы, видимо, еще не знакомы с достаточно агрессивными планами ГК. Бизнес-план предлагает два варианта ее развития -- базовый и оптимистический (см. справку). Согласно первому, к 2011 году доля ГК на рынке немного сократится -- с 68,9 до 64,8%, второй сценарий предполагает ее увеличение до 78,2%. Таким образом, цель реформ железнодорожного транспорта в области роста конкуренции на рынке будет, по сути, забыта. В данном случае налицо конфликт интересов.
Дело в том, что стоимость компании по сценариям также различается. По базовому она составит $4,3-4,9 млрд, по оптимистичному -- $7,2-10,3 млрд (см. справку). Руководство ОАО РЖД вчера подтвердило, что в перспективе предполагается продать 49% акций ГК частным инвесторам. Как пояснил Ъ старший вице-президент ОАО РЖД Федор Андреев, в течение года ГК сможет выйти на внебиржевой рынок Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) с 10-15% акций, а еще через полтора-два года -- провести IPO на Лондонской фондовой бирже. По мнению господина Андреева, наиболее выгодно продать бумаги ГК через три года после ее создания. "Раньше мы планировали средства от IPO направить на закупку вагонов, но расчеты показывают, что на это хватит прибыли самой ГК,-- уточнил он.-- Деньги от IPO могут быть потрачены на развитие инфраструктуры".
Таким образом, определяя направление развития ГК, представители государства в совете директоров ОАО РЖД (он рассмотрит бизнес-план в августе--сентябре) должны выбрать между деньгами и защитой интересов частных операторов. "Если государству не нужны миллиарды долларов, дайте команду -- мы начнем распродажу вагонов или отправку их на металлолом,-- говорит высокопоставленный источник Ъ в ОАО РЖД.-- ГК дает возможность привлечения денег в инфраструктуру. А важнее это, чем предоставление частникам большей доли на рынке, или нет, решать государству". По данным Ъ, на вчерашнем заседании правления представители Минтранса, Минэкономразвития и Федеральной тарифной службы поддержали бизнес-план ГК без принципиальных оговорок. Вероятно, государство сделает выбор в пользу вложений в инфраструктуру.