11-11-20 / 2020
Компания в СМИ
Коммерсантъ, 11.11.2020

Операторы получили вагоны убытков

Потери превысили четверть выручки

Операторы вагонов за восемь месяцев 2020 года потеряли 87 млрд. руб. или более четверти выручки. По их мнению, частично причина в отставании сроков расширения Восточного полигона и сильном замедлении оборота вагона. Eсли ОАО РЖД добьется очередного роста тарифов, утверждают участники рынка, они окажутся на грани разорения. В монополии считают, что операторы во многом сами виноваты - они покупали вагоны без гарантии загрузки, что теперь создает проблему брошенных поездов на сети. Аналитики же полагают, что 2021 год окажется для отрасли еще сложнее, поскольку падение ставок оперирования будет в полной мере учтено в долгосрочных контрактах.

Операторы вагонов за январь-август потеряли 26,4% выручки в годовом выражении, или 87 млрд. руб., следует из выступления совладельца Globaltrans, председателя комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России Сергея Мальцева на круглом столе этого комитета 29 октября. В то же время потери грузового сегмента ОАО РЖД составили 20 млрд руб., или 2% выручки. "Потери операторов больше потерь перевозчика в абсолютном выражении в 4,3 раза, а в относительном - в 13 раз", - сказал он. Основной фактор падения выручки операторов - значительное снижение ставок, которые с января 2019 года по июнь 2020 года упали на 27%, тогда как тарифы ОАО РЖД выросли на 7,1%.

По словам господина Мальцева, одной из проблем операторов является "хронический дефицит пропускной способности инфраструктуры ОАО РЖД". Удельная производительность полувагонов снизилась на 10,8% - во многом из-за увеличения оборота вагона на 11,8%. Eсли бы не было дефицита пропускной способности и выполнялся принцип опережающего развития инфраструктуры, то потерь можно было избежать, отмечает он, перевозки на экспорт по Восточному полигону выросли за девять месяцев на 5,3% и при иных обстоятельствах могли бы "увеличиться и до значений, полностью компенсирующих падение грузовой базы". В ОАО РЖД отметили "Ъ", что, несмотря на общее увеличение времени оборота вагона, его составляющие, которые находятся в зоне влияния ОАО РЖД, улучшаются. "Приходится констатировать, что в последние годы не все участники операторского рынка демонстрировали готовность участвовать в работе над эффективностью перевозочного процесса, предпочитая относить эту работу исключительно к сфере ответственности владельца инфраструктуры",- отметили в монополии. Там добавляют, что поступление на сеть нового подвижного состава, не подтвержденного объемами погрузки, привело к росту незадействованного парка: в сентябре ежесуточно на инфраструктуре без операций свыше трех суток простаивало более 229 тыс. вагонов - на 34% больше, чем год назад.

Операторский сегмент не может служить источником дополнительных финансовых изъятий в пользу ОАО РЖД без риска разрушения бизнес-процессов и банкротств на транспорте, уверен Сергей Мальцев. При этом он отмечает риск роста стоимости владения вагоном за счет введения новых требований к ним. В частности, рост себестоимости за счет запрета на импорт цельнокатаных колес и сохранения ввозных пошлин оценивается в 45-48 млрд руб., а дополнительная индексация порожнего пробега вагонов обойдется клиентам ОАО РЖД в 30 млрд руб. Операторы не раз возражали против инициатив ОАО РЖД поднять тарифы на порожний пробег: сначала речь шла о 4%, потом - о 16% (см. "Ъ" от 18 сентября и 27 октября). Пока правительство не согласилось с этими инициативами (см. "Ъ" от 2 ноября), но дискуссия еще не окончена.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что сейчас ситуация с погрузкой и грузооборотом несколько стабилизировалась и с окончанием сезонного пика ремонтных работ на сети вагоны поедут быстрее. Но масштаб финансовых потерь операторов в 2021 году будет только расти, поскольку к тому моменту падение ставок полноценно отразится в долгосрочных контрактах. Кроме того, в сегменте нефтеналива основной заказчик "Роснефть" в первом квартале 2021 года будет перезаключать свои долгосрочные контракты, и это в условиях низких ставок и масштабного профицита цистерн.