Отечественные компании, работающие в сфере транспортной логистики и экспедирования, могут не выдержать конкуренции с зарубежными коллегами, которые выйдут на российский рынок.
Вице-президент Союза транспортников России Валерий Шайкин отметил, что неспособность наших экспедиторов обеспечить требования отечественных и иностранных грузоотправителей связана с проблемами правового характера: таможенное, налоговое и тарифное законодательство РФ не соответствует мировым стандартам.
Слабость отечественной правовой базы приводит к тому, что иностранные компании успешно захватывают российский рынок транспортно-логистических услуг. Валерий Шайкин сказал «Гудку», что они уже доминируют в том его сегменте, который обслуживает международные грузоперевозки – экспортно-импортные и транзит по территории России.
Заместитель директора Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса (НЦКТП) Александр Неснов пояснил, что основные конкурентные преимущества иностранных логистических операторов реализуются главным образом при организации товаропотока в международном сообщении. Для повышения конкурентоспособности отечественного транспортно-логистического и экспедиторского бизнеса должны быть, считает Александр Неснов, необходимы действия государства, стимулирующие создание интегрированной системы транспортно-логистических объектов как составной части инфраструктуры общего пользования. И на федеральном уровне первые шаги уже сделаны. По заказу Минтранса России НЦКТП разрабатывается Концепция формирования сети мультимодальных транспортно-логистических центров, которая затем должна быть трансформирована в планы конкретных мероприятий. В рамках подпрограммы «Экспорт транспортных услуг» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» предполагается на первом этапе разработка проектов создания таких центров в Новороссийске, Екатеринбурге и Приморье.
Валерий Шайкин отметил и то, что в Западной Европе и США государства активно влияют на «свободные рыночные отношения» путем законодательного закрепления значительной части внешнеторговой грузовой базы за национальными перевозчиками и экспедиторами. Например, сказал он, в США, при проведении тендеров на перевозку грузов по госзаказам не менее 50% объема перевозок таких грузов должны быть выполнены «под национальным флагом».
Валерий Шайкин высказался за создание национального оператора по транзитным перевозкам «от двери до двери» в форме акционерного общества с контрольным пакетом у государства. В состав возможных участников, отметил он, могли бы войти ОАО «РЖД», ФГУП «Росморпорт», пароходства и экспедиторские фирмы, а также банки для краткосрочного транспортного кредитования. Это открыло бы дорогу к созданию логистической системы комбинированных перевозок автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Национальному оператору, добавил Валерий Шайкин, можно было бы предоставить право введения единых транзитных тарифов.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 01.11.2006 | Перевозчики готовятся к битве с пришельцами |