28-02-11 / 2011
Новости отрасли
Комитет Госдумы по транспорту рекомендовал правительству рассмотреть возможность ускорения строительства ж/д магистрали Белкомур

Комитет Государственной думы по транспорту рекомендовал правительству рассмотреть возможность ускорения строительства железнодорожной магистрали Белкомур. Однако обсуждение проекта показало, что для получения поддержки правительства инициаторам проекта требуется сформировать общий подход к его реализации.

Строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь протяженностью 1,155 тыс. км и стоимостью 118 млрд. руб. считается стержневым проектом для реализации комплексной программы промышленного развития сразу трех регионов - Архангельской области, Республики Коми и Пермского края.

Программу предполагалось реализовать на условиях ГЧП, и вкладом государства должна была стать железнодорожная магистраль. Однако согласно "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" возможность строительства Белкомура должна рассматриваться после 2016 года. Тем не менее главы регионов настаивают на проектировании железной дороги уже сейчас, чтобы в следующем году началось строительство.

"В настоящий момент большинство из 13 проектов, намеченных в комплексной программе развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области, уже находится на различных стадиях реализации, и к 2017 году предполагаемый объем выпуска продукции составит около 16 млн. тонн, - сообщил глава Республики Коми Вячеслав Гайзер. - При полной комплексной и своевременной реализации проекта Белкомур выходит на полный уровень загрузки к 2020-2025 годам, и грузопоток может достичь 35 млн. тонн, учитывая и немалый транзитный потенциал".

По словам губернатора, регионы обратились в правительство с просьбой об ускорении именно потому, что экономические перспективы проекта сделали возможным заменить часть государственных инвестиций частными.

В состав магистрали должно войти несколько малодеятельных участков, которые сейчас принадлежат ОАО "РЖД". Старший вице-президент компании Валерий Решетников сообщил, что РЖД не имеют ничего против строительства и рассматривают эту ветку как развитие уже существующей сети железных дорог. "Однако на модернизацию принадлежащих РЖД участков требуется 37 млрд руб., и в инвестиционной программе компании до 2015 года эти средства не заложены, - говорит Валерий Решетников. - Поэтому необходимо определиться со средствами, а также с грузовой базой проекта".

Как полагает директор Гипротранстэи ОАО "РЖД" Федор Пехтерев, именно грузовая база является слабой стороной проекта. "Сейчас очень бурно развивается Усть-Луга, и часть грузов, которые мы ранее планировали перевозить по Белкомуру, уже переадресована туда, - говорит Федор Пехтерев. - Поэтому нужно пойти по проверенному пути, который мы уже использовали при реализации других проектов: собрать грузовладельцев и подписать обязывающее соглашение по объему и срокам перевозок".

Минтранс, со своей стороны, полагает, что грузовая база у проекта есть. Замминистра Виктор Олерский сообщил, что недавно в Перми он встречался с производителями удобрений. И к 2018-2019 годам там будут производить 13 млн. тонн удобрений - это дополнительно к уже подтвержденным объемам. Кроме того, ожидается увеличение перевозок угля в Мурманск.

Но есть один спорный вопрос. Минтранс полагает, что эти и другие объемы должны быть доставлены в Мурманск по Белкомуру. В РЖД указывают, что для этого нужно построить сплошные вторые пути на 353-километровом участке Обозерская - Беломорск, что потребует дополнительно 33,7 млрд. руб. В то же время есть комплексная программа развития Мурманского транспортного узла, которая предполагает развитие подходов на Мурманск с юга от Волховстроя до Беломорска.

"Минтранс предлагает РЖД перебросить те средства, которые запланированы на развитие подходов с юга, на участок Обозерская - Беломорск, потому что грузы пойдут по кратчайшему пути, - говорит Виктор Олерский. - Пока денег нет ни на тот, ни на другой участок, но здесь важно определиться с приоритетами. Минтранс поддержит проект на этих условиях, а также, если найдутся внешние инвесторы, которые возьмут на себя половину расходов".

Со своей стороны, заместитель руководителя департамента инвестиционных проектов Министерства регионального развития Михаил Семенов подтвердил, что если проект будет структурирован и подтверждены источники финансирования со стороны частных инвесторов, то его ведомство будет предлагать механизм госгарантий.

Все эти проблемы могли отразиться на итоговом решении комитета Госдумы по транспорту. Депутат Игорь Эдель предложил отразить в протоколе поддержку проекта комитетом с условием, что правительство одобрит комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области. Сейчас она находится в Белом доме и ждет решения. Однако члены комитета решили, что уточнение грузовой базы и состава инвесторов не затрагивает существа проекта, и предложили правительству ускорить его реализацию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.02.11Спешка без согласия