17-02-22 / 2022
Новости отрасли
Комитет ГД поддержал право РЖД заключать договоры с угольщиками по принципу "вези и плати"

Комитет Госдумы по энергетике поддержал принятие в первом чтении законопроекта, позволяющего РЖД заключать договоры по принципу "вези или плати" с угольными предприятиями, перевозящими свою продукцию в порты Дальнего Востока для экспорта, при условии его последующей доработки.

Документ, внесенный правительством РФ, устанавливает возможность в долгосрочных договорах об организации перевозок железнодорожным транспортом прописывать маршруты перевозок грузов, обязанности и ответственности грузоотправителя и перевозчика???. Такие договора будут заключаться в добровольном порядке и предусматривать принцип "вези или плати".

"Законопроект достаточно долго разрабатывался и обсуждался с бизнес-сообществом и с грузоотправителями, в первую очередь, с угледобывающими предприятиями. С нашей точки зрения выработана концепция, которая позволит для грузоотправителей, с одной стороны, установить… обязанность по предъявлению грузов к перевозке, а также производить уплату предусмотренных договором провозных платежей независимо от того, были ли они предъявлены или нет", – заявил на заседании комитета замглавы Минтранса РФ Дмитрий Зверев.

При этом он подчеркнул, что такие договоры до конца 2024 года могут заключаться только в отношении перевозок угольной промышленности из Кемеровской области - Кузбасса в восточном направлении на экспорт. Согласно законопроекту, они заключаются в отношении угольной продукции в объемах, не превышающих в 2022 году - 3 миллионов тонн из 58 миллионов тонн, в 2023 году - 5 миллионов из 63 миллионов тонн, в 2024 году - 10 миллионов из 68 миллионов тонн помесячным распределением в течение года. В марте прошлого года президент России Владимир Путин поручил увеличить вывоз угля из Кузбасса с 53 миллионов тонн в 2021 году до 68 миллионов тонн в год в 2024 году.

При этом замминистра заверил, что заключение договоров будет носить добровольный характер. "Это не понуждение, это не обязательно, а это лишь… некий стимул для того, чтобы и угледобывающие предприятия и перевозчик были гарантированы во взаимном исполнении обязательств. И, безусловно, мы рассматриваем это как первый шаг, как эксперимент для Кузбасса … для того, чтобы в последующем распространить этот механизм на другие хозяйственные отношения, на другие грузы и на другие направления", - пояснил Зверев. При этом он заметил, что механизм "вези или плати" успешно себя зарекомендовал при реализации российско-белорусского межправительственного соглашения, касающегося перевозки нефтяных грузов.

При этом глава комитета по энергетики Павел Завальный отметил необходимость минимизации рисков для компаний-грузоотправителей, напомнив, что угольная отрасль, которая обеспечивает порядка 40% всех перевозок в стране, является "якорным" перевозчикам по железным дорогам. "Чтобы у компаний не получилось, что все риски останутся у них, и в итоге мы можем и компании угробить, обанкротить", - пояснил он.

А зампред комитета Дмитрий Исламов заметил, что если "говорим о Восточном полигоне, то мы испытываем уже несколько лет, наоборот, дефицит провозных способностей". Но при дефиците непредъявленные к перевозке грузы могут быть заменены грузами других грузоотправителей. Поэтому в таких случаях платежи для тех, кто не предъявил груз следует отменить, иначе перевозчик получит плату дважды: один раз от грузоотправителя, с кем соглашение, а другую за те грузы, которые заполнят высвободившуюся провозную мощность, считает Исламов. Комитет, по его словам, также выступает против автоматического продления эксперимента по заключению договоров "вези и плати", как сейчас предусматривает законопроект.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РИА Новости17.02.2022