10-10-19 / 2019
Новости отрасли
Комфортные условия для рыбы

Михаил Синев, президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава – Завершилась путина 2019 года. Предстоит перевезти около 5 млн тонн морепродуктов. Как вы оцениваете изменения в работе железнодорожного транспорта по доставке рыбы в сравнении с прошлыми сезонами?

– Долгое время рыбаки жаловались, что железные дороги и экспедиторы не могут вывозить улов быстро и стабильно. Но за три-четыре года ситуация изменилась. РЖД ввели пять ежедневных специализированных "ниток", сократив срок доставки с Дальнего Востока до Москвы до восьми-девяти суток. Операторы за последние годы за счет своей прибыли обеспечили снижение стоимости перевозки на 15% к уровню 2016 года. И это несмотря на инфляцию и рост тарифов. Основной объем перевозок осуществляется в рефрижераторных контейнерах, которым в среднем менее восьми лет. 20% парка рефрижераторных контейнеров и вовсе моложе четырех лет. И все же, несмотря на гигантскую проделанную работу, объем перевозок по железной дороге рыбы продолжает сокращаться. Все больше рыбы уходит за рубеж. В том числе потому, что у нас не развита переработка. Частично наша рыба возвращается к нам уже оттуда – в виде филе. Катастрофически много рыбы вывозится автотранспортом.

Это связано с тем, что проверка Россельхознадзором перевозок рыбы автотранспортом затруднена из-за присутствия на рынке множества мелких и мельчайших перевозчиков, действующих фактически бесконтрольно для федерального центра. На железнодорожном транспорте производится четырехкратная проверка контейнера, у автомобилистов – только проверка службой субъекта Федерации. Это быстрее и проще. К тому же автомобиль может в любой момент изменить пункт назначения или разгрузиться в пути.

И все больше рыбы уходит по Северному морскому пути. Доставка морем намного дольше – два месяца. Но рыбакам это и выгодно. Продукция доставляется как раз к тому времени, когда начинает ощущаться нехватка продукции и происходит рост ее цен. И не нужно платить за хранение на складе.

– Рыбаки часто жалуются, что тарифы на доставку железной дорогой очень высоки. Это так?

– Главное свойство рынка перевозки рыбопродукции – сезонная неравномерность. В течение года происходит более чем двукратный рост объема перевозок, сменяющийся резким падением. В итоге рефрижераторные контейнеры месяцами простаивают на Дальнем Востоке в ожидании погрузки, операторы восемь-девять месяцев в году работают себе в убыток и пытаются их компенсировать в период путины, когда рыбаки соглашаются на повышение ставок операторов. По итогам 2017 года убытки компаний операторов составили 450 млн руб., 2018 года – 280 млн руб., в 2019-м только за первое полугодие свыше 100 млн руб. Попытки договориться с рыбаками о годовых контрактах ни к чему не привели.

Операторы рефрижераторных вагонов и контейнеров, в свою очередь, осуществляют оплату перевозчику согласно установленным ФАС тарифам.

РЖД могли бы сделать скидку для операторов до 50% в рамках тарифного коридора, но для этого требуются гарантированные объемы перевозок на год.

А рыбаки операторам ничего не гарантируют и заключать долгосрочные договоры не хотят.

– Что могут сделать РЖД для того, чтобы поставщики рыбы активнее использовали железные дороги для перевозок своей продукции?

– В цепочке логистики рыбопродукции три основных участника, которые должны согласовывать свои позиции для выхода из тупика. Перевозчик может снизить тариф, но остальные должны подтвердить объемы для этого. Операторы могут снизить ставки для грузоотправителей, если получат скидку от перевозчика. И в конце этой цепочки – грузоотправители. Они могут получить сниженные, ровные в течение года ставки, гарантировав определенные объемы остальным участникам цепочки. Нужно садиться за круглый стол. И государство нужно подключать к обсуждению. Если мы этого не сделаем, то еще больше рыбы будет уходить на автомобилях и морем и – что еще хуже – в несоответствующем подвижном составе. Ведь рыба – один из самых сложных в хранении продуктов, на ее качество может повлиять колебание температуры в пределах одного-двух градусов. Ее должны замораживать в течение двух часов после вылова. И обеспечивать температурный режим хранения (минус 18 градусов Цельсия) на протяжении всей цепи поставки. Вода, которая находится в клетке рыбы, преобразуется в кристаллик. Если начнет скакать температура, кристаллики будут то подтаивать, то увеличиваться, разрушая мышечную ткань. И потом домохозяйка, разморозив рыбу, увидит, что в ней сока нет, вкуса нет, она – как губка. Чтобы такого не происходило, нужен специализированный подвижной состав, но недобросовестные грузоотправители экономят и используют обычные вагоны и контейнеры-термосы. Автомобилями целесообразно перевозить рыбу на небольшие расстояния, а когда речь идет о тысячах километров, железная дорога – лучший вариант.

Тем более что в марте-апреле будущего года на ней начнет внедряться апробация сквозного контроля температурных условий при доставке рыбы через систему Россельхознадзора "Меркурий" и ГЛОНАСС.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.10.2019