22-05-12 / 2012
Новости отрасли
Количество сделок по слиянию и поглощению на рынке операторов грузового подвижного состава бьёт все рекорды

Эксперты и участники рынка считают, что сегодня купить действующую железнодорожную компанию выгоднее, чем просто покупать вагоны с завода, что неизбежно будет вести к консолидации и укрупнению игроков.

Безусловно самой крупной сделкой 2011 года и, пожалуй, пяти лет грядущих стала продажа в октябре ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) 75% Первой грузовой компании транспортному холдингу UCL миллиардера Владимира Лисина. Стоимость сделки составила 125,375 млрд руб., что в пересчете на количество вагонов в управлении компании составило примерно 534 тыс. руб. за вагон. Цена продажи актива могла быть и выше, если бы правительство не наложило на участников аукциона ограничительные условия, например опыт управления парком не менее 15 тыс. грузовых вагонов (таких операторов в России насчитывается чуть более десяти). Из-за этого условия группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, не раз заявлявшая о том, что намерена выйти на рынок железнодорожных перевозок, не смогла принять участие в торгах, что позволило компании Владимира Лисина получить актив на первом же шаге: допущенные до аукциона "Трансойл" Геннадия Тимченко и "Нефтетранссервис" торговаться с лидером прошлогоднего списка Forbes не решились.

Наиболее крупной ожидаемой приватизационной сделкой в железнодорожной отрасли должна стать продажа акций крупнейшего контейнерного оператора ОАО "Трансконтейнер". ОАО РЖД уже продало на рынок 49% акций компании - сначала около 15% через частное размещение и затем еще 35% через IPO. Проведение аукциона по продаже оставшихся акций было запланировано на этот год, однако в апреле стало понятно, что торги затягиваются. По словам директора по фондовому рынку и работе с инвесторами "Трансконтейнера" Андрея Жемчугова, даже если правительство будет сформировано очень быстро и сразу займется этим вопросом, торги могут быть объявлены только в четвертом квартале. "Если все затянется, то приватизация плавно перейдет, скорее всего, на 2013 год", - передал его слова "Интерфакс" в конце апреля.

Кроме того, не решен главный вопрос - о количестве продаваемых акций. Сейчас Минэкономразвития рассматривает вопрос о продаже всей нынешней доли монополии (50% плюс 1 акция), тогда как ОАО РЖД настаивает на том, чтобы оставить в собственности госхолдинга 25%. Главным претендентом на актив считается группа Fesco Сергея Генералова, которая уже в рамках IPО и последующих сделок на бирже стала владельцем около 20% акций оператора. Теоретически даже в случае продажи лишь блокпакета ОАО РЖД Fesco останется приобрести с биржи всего около 6%, чтобы получить операционный контроль над компанией. Между тем побороться за этот привлекательный актив готовы практически все лидеры рынка: UCLH Владимира Лисина, группа Globaltrans Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова, не исключал для себя возможности участия в аукционе и "Нефтетранссервис" братьев Аминовых. Группа "Сумма" также "самым серьезным образом" рассмотрит возможность участия, если аукцион будет объявлен, говорил глава компании Александр Винокуров. В середине мая капитализация "Трансконтейнера" на ММВБ составила 35,2 млрд руб.

Еще о двух крупных сделках M&A на железнодорожном рынке было официально объявлено в конце апреля и начале мая. В первом случае объектом поглощения со стороны группы Globaltrans стала компания "Металлоинвесттранс" - кептивный оператор холдинга "Металлоинвест" Алишера Усманова. 100% акций компании оценены в $540 млн. Объявляя о сделке, которая, правда, еще не завершена, представители покупателя заявили, что покупка "Металлоинвесттранса" позволит увеличить собственный вагонный парк Globaltrans на 21%, до 48 тыс. единиц, объем перевозок - на 24%, до 86,5 млн тонн.

Тем временем "Нефтетранссервис" приобрел железнодорожного оператора "Трансгарант" у группы Fesco, которая выставила этот актив на продажу еще в конце прошлого года. Аукцион завершился 8 мая, неофициальные данные о сумме сделки варьируются от $350 млн до $400 млн с учетом долга "Трансгаранта" в $300 млн, вся сумма будет заплачена деньгами. Компания оперирует свыше 16 тыс. единиц грузовых вагонов и 3 магистральными локомотивами, объем перевозок за 2011 год - 25 млн тонн, выручка по МСФО - 9 млрд руб., чистая прибыль - 1,9 млрд руб. Однако при продаже актива Fesco вывела из ее состава фитинговые платформы, которые нужны ей для развития контейнерного направления своего основного бизнеса - Дальневосточного морского пароходства.

Как пояснил источник в одном из крупных операторов подвижного состава, сегодня сделки по поглощению более выгодны, чем расширение парка за счет покупки новых вагонов. "Во-первых, вы таким образом устраняете конкурента, а во-вторых, вагоны получаются для вас дешевле", - объясняет логику собеседник BG. Кроме того, действующая компания имеет собственную грузовую базу и контракты, что также выгодно покупателю.

Между тем консолидация на рынке операторов проходит и другими способами. Так, например, в середине мая специализированный оператор нефтеналивных цистерн "Трансойл" подтвердил факт переговоров с ПГК о приобретении 10 тыс. цистерн, сделка оценивается экспертами на уровне $400-$500 млн. В этом случае в оперировании "Трансойла" может оказаться почти 40 тыс. цистерн, а у ПГК останется около 55 тыс. Правда, на рынке считают, что значительная их часть имеет высокий износ и цистерны будут списываться по несколько тысяч в год.

Еще один пример объединения усилий операторов по повышению эффективности управления собственными парками вагонов продемонстрировали группа Rail Garant Сергея Смыслова и Сергея Гущина и "Спецэнерготранс" Зияда Манасира. Они создали совместное предприятие "Рэйлспецтранс", которое станет оперировать крытыми вагонами участников СП. На правах аренды новая компания получит около 3 тыс. вагонов от "Спецэнерготранса" и порядка 2 тыс. - от Rail Garant. По словам гендиректора "Спецэнерготранса" Максима Мироненко, крытые вагоны нужны компаниям продуктового ритейла, которые заказывают единичные перевозки мелкими партиями. "Имея большой парк, выстроить выгодную логистику проще", - считает он, добавляя, что помимо ритейла компания будет ориентироваться на поставщиков бумаги, картона и прочих грузов, которым при перевозке нужна защита от атмосферных осадков и дополнительная защита от кражи.

Еще одним знаковым событием на рынке операторов железнодорожных вагонов может стать сделка по приватизации 100% акций компании "СГ-Транс", находящихся до сих пор в федеральной собственности. Росимущество уже несколько раз пыталось продать этого оператора 14,5 тыс. цистерн для перевозки сжиженных газов и владельца 12 филиалов по реализации сжиженных газов, включая базы хранения и 59 газозап равочных АЗС, но в конкурсную комиссию не поступало заявок от инвесторов. Однако в ноябре прошлого года агенту по сделке ООО "Ренессанс Брокер" удалось получить сразу десять заявок на покупку актива. Среди них и нефтяные компании, такие как ОАО "ТНК-ВР холдинг", и принадлежащее НК "Роснефть" ЗАО "ЮКОС-Транс сер вис", и почти все крупные операторы цистерн - "Газпромтранс", "Спецэнерготранс", "Нефтетранссервис", "ТЭК "Евротранс"" (входит в ISR Holding, принадлежащий бывшему вицепрезиденту ЛУКОЙЛа Искандеру Халилову), "ОТЭКОПортсервис" (структура ЗАО ОТЭКО, подконтрольного Мишелю Литваку), "Спецтрансгарант" из группы Rail Garant, Brunswick Rail. Разумеется, среди претендентов оказалась и группа "Сумма".

Парадокс в том, что участники рынка неоднократно объясняли отсутствие интереса к этому активу, во-первых, завышенной ценой продажи (13-14 млрд руб.), а во-вторых, сильно изношенным парком цистерн "СГТранса". Однако по мнению одного из участников рынка, сегодня интерес к активу возрос не потому, что компания стала лучше, а просто на рынке появились заинтересованные крупные операторы. "Еще два-три года назад крупных игроков можно было по пальцам пересчитать, а сегодня рынок операторов значительно больше уверен в стабильности этого бизнеса и готов покупать все, что только продается", - полагает собеседник BG.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант - Business guide22.05.12Продажи на вырост