21-08-21 / 2021
Новости отрасли
Колея до Австрии доведет

Проект магистрали Кошице – Вена со стандартом 1520 мм признан отвечающим Целям устойчивого развития ООН

Совместному предприятию железнодорожных компаний России, Австрии, Словакии и Украины – Breitspur Planungsgesellschaft mbH (BPG) – 28 июля аналитическая компания Triple-A Analytics GmbH (Triple-A) присвоила рейтинг умной, устойчивой компании на уровне ААА. BPG реализует проект продления ширококолейной железнодорожной линии от Кошице (Словакия) до Вены (Австрия). По итогам анализа проекта новой магистрали специалисты Triple-A доказали, что компания вносит свой вклад в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН.

Для присвоения рейтинга на уровне ААА (самый высокий кредитный рейтинг, свидетельствует о наивысшем качестве платежеспособности эмитента) компания Triple-A провела исследования и доказала, что проект имеет особый потенциал в реализации принципов устойчивого развития в области защиты окружающей среды, обеспечения экономического роста и создания гибкой инфраструктуры. "Рейтинг ААА наглядно показывает, насколько хорошо скажется реализация проекта на австрийской экономике. Также введение в эксплуатацию новой магистрали поможет снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу", – говорит глава Института управления транспортом и логистикой (Institute for Transport and Logistics Management) Себастиан Куммер.

Железная дорога является наиболее экологически чистой альтернативой другим видам транспорта.

Как сообщается на официальном сайте ОАО "РЖД", в процессе оценки установлено, что продление ширококолейной ветки от Кошице до Вены имеет особый потенциал в реализации принципов устойчивого развития в областях защиты окружающей среды, обеспечения экономического роста и создания гибкой инфраструктуры. Железная дорога – наиболее экологичная альтернатива иным видам транспорта, каждая тонна перевезенного груза обеспечивает снижение выбросов СО2 в 21 раз по сравнению с автомобильным транспортом.

Согласно экологическому отчету BPG (см. справку), переориентирование грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт поможет сократить количество фур на дорогах Австрии примерно на 1,1 тыс. машин в день. Это приведет к сокращению выбросов углекислого газа и уменьшению количества пробок и шума.

По словам управляющего директора компании BPG от Австрии Александера Андреаса Ширхубера, с самого начала целью компании было перевести все увеличивающееся движение товаров между Азией и Европой на железнодорожный транспорт.

"То, что в 2008 году еще прогнозировалось, в 2021-м – уже реальность: мы видим, как количество грузовых поездов в Азию и из Азии удвоилось всего за один год, и эта тенденция растет. Теперь наша задача – предоставить соответствующую инфраструктуру для удовлетворения этой ситуации. Насколько важен этот проект для создания рабочих мест, сокращения выбросов CO2 и достижения Целей устойчивого развития, теперь подтверждает и присвоенный нам рейтинг", – сказал Ширхубер.

Эксперты международной компании по консалтингу и аудиту PricewaterhouseCoopers отмечают, что потенциальные инвесторы все чаще обращают внимание на проекты, ориентированные на достижение ЦУР. Если ранее инвесторы учитывали в основном финансовые показатели предприятий и их репутацию, то сейчас стали уделять внимание экологическим аспектам. "Когда компания выходит на IPO, ей нужно учитывать, насколько ее деятельность соответствует Целям устойчивого развития, поставленным ООН. Сейчас этому уделяется большое внимание со стороны инвесторов. Несоответствие этим требованиям, включая экологичность, однозначно влечет репутационные риски", – говорит директор проектов практики "HR-маркетинг" компании "Экопси консалтинг" Виктория Кабакова.

Напомним, что проект предполагает продление ширококолейной железной дороги от Кошице до Братиславы с выходом на Вену и создание в районе Вены – Братиславы международного логистического центра. Для реализации проекта в 2009 году создано совместное предприятие BPG, которое зарегистрировано в Австрии.

Выбранный на основе открытых тендерных процедур консорциум BVO компаний "Бернард" (Австрия) – "Вальбек" (Словакия) – "Обермайер" (Германия) в 2017 году завершил работу над полным технико-экономическим обоснованием (ТЭО) проекта. В рамках ТЭО уточнен анализ грузопотоков, компанией Deloitte разработаны бизнес-план и бизнес-модель проекта. Согласно ТЭО, проект признан осуществимым с технической, юридической и экономической точек зрения.

По словам первого заместителя начальника Департамента капитального строительства ОАО "РЖД" Виктора Шахова, работы по реализации проекта по созданию нового транспортного коридора со строительством железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм Кошице – Братислава – Вена продолжаются.

"В настоящее время обеспечиваются мероприятия по комплексному технико-экономическому сопровождению проекта, включая вопросы проведения экологической экспертизы, – говорит Виктор Шахов. – Для технико-экономического сопровождения проекта выполнены следующие работы. Анализ практики реализации инфраструктурных проектов на территории ЕС, разработаны рекомендации по повышению эффективности общественных слушаний в Австрии, запланированных по проекту. Актуализирована программа инженерно-геологических изысканий, учитывающая архивные данные по выработкам, расположенным в коридоре проектируемой железной дороги, проведен ряд камеральных исследований. Также разработаны рекомендации по сокращению сроков подготовки экологического отчета по итогам процедуры оценки воздействия на окружающую среду на территории Словакии".

Согласование по реализации проекта с государственными органами Словакии и Австрии и проведение соответствующих экологических экспертиз в этих странах начаты в 2018 году. Отчет об оценке воздействия на окружающую среду в Австрии с положительными выводами опубликован в апреле 2021 года. Подача результатов оценки воздействия на окружающую среду на территории Словакии в настоящее время рассматривается государственными органами, и ее завершение ожидается в 2022 году.

Однако члены Европейской комиссии не приветствуют идею продления железнодорожной линии широкой колеи. По словам заместителя генерального директора департамента по мобильности и транспорту Европейской комиссии Майи Бакран Марчич, проект принесет пользу нескольким компаниям, а не железнодорожному европейскому сектору в целом. Планы по строительству железнодорожной ширококолейной магистрали не поддерживаются странами ЕС и не будут финансироваться из фондов ЕС. "Строительство магистрали с шириной колеи 1520 мм в Европе – явное нарушение отдельных европейских правил на рынке железнодорожных перевозок, – говорит она. – В ЕС посредством развития TEN-T (см. справку) мы продвигаем определенные стандарты, чтобы обеспечить свободный и равный доступ на рынок для всех европейских компаний".

Предварительная стоимость строительства 400-километровой колеи составляет 6,5 млрд евро. Под Веной также необходимо построить крупный транспортно-логистический терминал, который бы распределял грузопоток. Планируется, что строительство начнется в 2023 году и продлится 10 лет.

"Реализация проекта позволит образовать прямой маршрут по новому евразийскому коридору, повышающий конкурентоспособность железнодорожного транспорта и дающий импульс экономическому росту и сотрудничеству", – сообщается на информационном портале ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.08.2021