01-04-21 / 2021
Новости отрасли
Колеса помогут кривым

30 марта в восточной горловине станции Черновская Забайкальской дороги (на перегоне Черновская – Кадала) установлен первый стационарный лубрикатор колесных пар. К испытаниям устройства, аналогов которому нет на сети, планируется приступить в середине апреля. Аккумулятор стационарного лубрикатора может заряжаться от солнечной батареи По словам начальника сектора лубрикации Дорожного конструкторско-технологического бюро (ДКТБ) ЗабЖД Игоря Кавинина, существующие стационарные путевые рельсосмазыватели подают смазку под проходящий поезд только на рельс. Но колесная пара в зависимости от движения поезда, влияния автосцепки предыдущего вагона, нагрузки на нее не всегда плотно прижимается к головке рельса.

– По этой причине колесная пара в месте подачи смазки порой не захватывает ее для переноса на следующий кривой участок пути либо захватывает не в полном объеме, из-за чего смазанным оказывается лишь небольшой участок не более 400 м. (На ЗабЖД протяженность отдельных кривых составляет около 1 км.) Качество лубрикации снижается, что ускоряет на этих участках износ рельсов и колесных пар, – рассказал начальник сектора.

Поэтому в ДКТБ предложили изменить область нанесения смазки перед кривой: подавать ее непосредственно на гребни колесных пар. Таким образом, в кривую колеса уже будут входить гарантированно смазанными, значит, 100% смазки передадут и на рельс.

Для реализации идеи в бюро разработали стационарный лубрикатор колесных пар (СЛК). В прошлом году по заявке и чертежам ДКТБ устройство изготовили на заводе "ЭМЗ "Машиностроитель" (Саратов) и поставили на Забайкальскую магистраль. На изготовление устройства по инвестиционной программе Департамента путей и сооружений было выделено 320 тыс. руб.

Стационарный лубрикатор колесных пар состоит из шкафа с блоком управления, емкости со смазкой, баллона со сжатым воздухом (для выдавливания смазки), аккумулятора, напольной аппаратуры. Также для подзарядки аккумулятора конструкторы предусмотрели подпитку от солнечной батареи.

На участке под головкой рельса последовательно установили два специальных датчика. Когда колесная пара проезжает над первым датчиком, а затем над вторым, считывается скорость движения поезда. Информация с датчиков передается в блок управления, определяется момент приближения поезда к четырем форсункам, которым поступает сигнал на подачу смазки. При проходе поезда они автоматически впрыскивают смазку на гребень первой, затем второй колесной пары. Алгоритм повторяется с другими парами.

– Форсунки расположены под головкой рельса, что позволяет им снизу попадать смазкой на гребень, когда колесо не прижато к рельсу, – подчеркнул Игорь Кавинин.

В ДКТБ отмечают, что новая технология лубрикации более эффективно снизит трение при фрикционном взаимодействии пары колесо – рельс, следовательно, существенно уменьшится износ рельса и гребней колес, а это, в свою очередь, положительно скажется на безопасности движения поездов.

Испытания стационарного лубрикатора колесных пар на участке Черновская – Кадала будут проводиться в течение квартала. Старт испытаний запланирован на середину апреля, как только прибудут представители сервисной компании, которые будут заниматься обслуживанием устройства.

На перегоне Черновская – Кадала эксплуатируются три стандартных стационарных путевых рельсосмазывателя, которые на время испытаний СЛК планируется отключить. Разработчики полагают, что один стационарный лубрикатор колесных пар превзойдет их по дальности переноса смазки и надежности работы. Если работа устройства оправдает ожидания, ноу-хау предполагается тиражировать на всю сеть.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.04.2021