05-09-19 / 2019
Новости отрасли
Колеса обходятся химикам слишком дорого

Производители удобрений пожаловались в ФАС на рост цен

Производители удобрений, в собственности у которых - более 20 тыс. железнодорожных вагонов, вновь подняли тему высоких цен на цельнокатаные колеса (ЦКК). В своем письме в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) Российская ассоциация производителей удобрений отмечает, что высокие цены на ЦКК затрудняют сдерживание цен на удобрения и влекут за собой убытки, а тот факт, что ФАС в своем недавно завершившемся расследовании не нашла фактов завышения цен на колеса, может объясняться тем, что прямым потребителям колес не дали возможности представить доказательства. Они просят привлечь их к процессу. По мнению аналитиков, дефицит сохранится до конца года, цены также снизятся незначительно и пойдут на спад только в 2020 году.

Президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) и глава "Фосагро" Андрей Гурьев 26 августа написал письмо главе ФАС Игорю Артемьеву о ценах на железнодорожные цельнокатаные колеса (ЦКК). Письмо есть у "Ъ".

В документе РАПУ, парк вагонов в собственности предприятий-членов которой превышает 20 тыс., отмечают, что с 2017 года на некоторых из них "сохраняется ситуация, связанная с дефицитом ЦКК" в связи с отказом основного производителя отрасли - Выксунского металлургического завода (ВМЗ), входящего в Объединенную металлургическую компанию (ОМК) Анатолия Седых,- от заключения долгосрочных контрактов. "В настоящее время закупка возможна лишь небольшими партиями либо на торгах, либо у посредников",- сообщается в письме РАПУ с указанием на то, что с октября 2018 года цены на ЦКК увеличились с 36 тыс. до 108 тыс. руб.

Рост расходов на колеса отрицательно сказывается на возможности предприятий "обеспечивать декларируемый уровень цен" на минудобрения, пишут химики.

Рост цен на ЦКК, начавшийся со скачком спроса и формированием дефицита во второй половине 2016 года, уже был предметом интереса ФАС. В октябре 2018 года служба возбудила дело против обоих российских производителей ЦКК (ВМЗ и "Евраз НТМК) в связи с ростом цен в 2017–2018 годах. Однако сначала из него был исключен "Евраз НТМК" - служба определила, что единоличное доминирующее положение на рынке занимает ВМЗ ( см. "Ъ" от 20 июня ),- а потом и ВМЗ освободили от обвинения в завышении цен, установив, что цены росли из-за ажиотажного спроса, а предприятие работало с полной загрузкой ( см. "Ъ" от 18 июля ). Впрочем, потом ФАС возбудила новое дело против ВМЗ на основании информации об открытых запросах цен, которые ВМЗ проводил с апреля и где цена мелких партий переваливала за 100 тыс. руб. ( см. "Ъ" от 31 мая ).

Производители удобрений пишут, что тот факт, что в результате расследования ФАС, инициированного в 2018 году, не было выявлено нарушений антимонопольного законодательства, возможно, может объясняться тем, что в качестве заинтересованных лиц не привлекались "реальные потребители колес, и фактически доказательства представлялись лишь одной стороной - производителями и посредниками". Они просят господина Артемьева взять дела ФАС, возбужденные по фактам роста цен и дефицита на рынке ЦКК с 2017 года, под свой контроль и привлечь к участию потребителей колес - собственников вагонов.

"Мы только сегодня получили обращение от РАПУ о нарушении антимонопольного законодательства на рынке железнодорожных колес, которое будет рассмотрено ФАС в установленные законом сроки,- сообщила "Ъ" начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова.- В то же время ведомство сообщает, что им были получены обращения от ООО "Уралхим-транс", входящего в РАПУ, которое антимонопольная служба привлекла к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах еще в июле 2019 года при возбуждении дела". Первое заседание комиссии назначено на 12 сентября, говорит госпожа Галимханова, подчеркивая, что первое антимонопольное дело на рынке железнодорожных колес было возбуждено в октябре 2018 года, и "состязательность была обеспечена репрезентативным опросом потребителей, а также участием в деле ОАО РЖД и Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ)".

В "Уралхиме" "Ъ" заявили, что давно предлагали привлечь к рассмотрению ФАС вопроса о повышении цен фактических потребителей ЦКК. Там отметили, что в рамках нового дела "Уралхим-транс" привлечен лишь в качестве лица, располагающего сведениями, а этот статус не позволяет знакомиться с материалами дела и, не видя доводов оппонентов, не позволяет полноценно осуществлять защиту своих прав. "Более того, несмотря на то, что "Уралхим-транс" направил в ФАС России почти 300 листов доказательств, возбуждая новое дело, регулятор эти документы проигнорировал и в качестве основания не исследовал, а затребовал документы, как если бы у него их не было",- говорят в "Уралхиме", требуя участия потребителей в качестве заявителей или заинтересованных лиц.

Как сообщили "Ъ" в РАПУ, там крайне обеспокоены возникшей ситуацией с резким удорожанием ЦКК, так как производители удобрений, имеющие собственные парки вагонов, вынуждены отвлекать средства от финансирования инвестиционных программ и нести значительные дополнительные расходы, которые могут сказаться на удорожании минеральных удобрений. Например, только по "Фосагро" в прошлом году затраты на ремонт вагонного парка выросли в полтора раза. Дополнительные расходы достигли 400 млн руб., уточнили в ассоциации. "Такая ситуация недопустима, так как она отрицательно сказывается на возможности производителей удобрений сдерживать цены для российских аграриев и ухудшает их конкурентоспособность на экспортных рынках",- считают в РАПУ. Там отмечают, что подорожание колес бьет по реализации приоритетных задач как минимум в двух индустриях - АПК и производстве минеральных удобрений. В частности, могут помешать запланированному росту экспорта в этих секторах до $45 млрд и $37 млрд к 2024 году соответственно.

"Текущая ситуация с необоснованным ростом цен "Уралкалий" не устраивает, компания несет существенные издержки, в этой связи обратилась в ФАС, а также совместно с "Уралхимом" и в Минпромторг с просьбой проверить правомерность действий поставщиков этих услуг,- пояснили "Ъ" в "Уралкалии".- Мы считаем, что для рассмотрения необходимо привлекать потребителей, это позволит рассмотреть этот вопрос более детально".

"Традиционно компании, которые производят удобрения, не являются нашими постоянными клиентами,- пояснили "Ъ" в ОМК.- Они к нам даже не обращаются и обычно закрывают потребности в колесах через вагоноремонтные компании. Единственный раз в июне 2019 года компания "Уралхим-транс" купила у нас в рамках проводимых ВМЗ конкурентных процедур (по сути, на открытом рынке) три лота (480 колес). Цену они предложили сами. Других сделок с производителями удобрений у нас не было".

Долгосрочные контракты ОМК обычно заключает с потребителями больших объемов, объясняют в металлургической компании.

"Например, с нашим стратегическим партнером ОАО РЖД, закупающим 40% наших колес, мы работаем по контрактам",- поясняют в ОМК.

Дефицит колес сохраняется, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Цены несколько снизились в виду начала поставки колес из Китая ( см. "Ъ" от 20 июня ) и отмены заградительных пошлин ЕЭК 34,22% против украинского "Интерпайпа" ( см. "Ъ" от 25 июля ), но сохраняются на уровне не ниже 80 тыс. руб. за китайское или украинское колесо, говорит эксперт. "ВМЗ тоже можно понять: все объемы завода законтрактованы, так что возможность заключать долгосрочные контракты ограничена, а имеющиеся долгосрочные контракты ограничены вагоностроителями, торговым домом ОАО РЖД и крупнейшими вагоноремонтными предприятиями",- говорит он. По его словам, до конца года "просвета" ожидать не стоит - возможно лишь, что цены на торгах Выксы снизятся до уровня "Интерпайпа" без пошлин и поставок из Китая, то есть с 95–105 тыс. до 80–85 тыс. руб. Снижение цен произойдет только в 2020 году, говорит господин Бурмистров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Kommersant.ru05.09.2019