19-04-17 / 2017
Новости отрасли
Кольцо в цифровом формате

На прошедшем недавно в "Гудке" круглом столе "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" заместитель начальника Департамента информатизации ОАО "РЖД" Герман Суконников отметил, что реализуемый сейчас в отрасли проект "Цифровая железная дорога" охватывает все направления деятельности и все подразделения ОАО "РЖД". В то же время он научно-технический, так как предполагает использование самых передовых инновационных решений.

Идея "умной" железной дороги уже воплощается в реальность. Опытным полигоном внедрения перспективных технологий организации перевозок и систем обеспечения безопасности движения стало Московское центральное кольцо.

На нем в сентябре прошлого года был внедрен комплекс автоматизированного управления движением поездов в условиях высокой интенсивности движения в режиме "автодиспетчер – автомашинист", который стал логическим продолжением подобных эффективно работающих систем на полигоне Сочи – Адлер – Красная Поляна. Он позволяет в автоматизированном режиме управлять движением по нормативному графику, контролировать положение поезда в реальном времени с помощью системы позиционирования на основе спутниковой навигации, осуществлять автоматизированный расчет и применять вариантный график движения поездов для восстановления планового графика, решать другие задачи. На кольце реализованы режим частичного автоведения поездов и криптозащищенная безбумажная технология передачи на борт информации, что позволит в перспективе организовать движение электропоездов в режиме "автомашинист" в соответствии с установленными требованиями безопасности движения.

Здесь же впервые в мире внедрена комбинированная система интервального регулирования "с подвижными блок-участками" на базе автоблокировки с рельсовыми цепями тональной частоты и микропроцессорных бортовых устройств. Она позволяет организовать совмещенное пассажирское сообщение и грузовое движение. Новшество обеспечивает два режима работы: светофорной сигнализации для движения грузовых поездов установленной массы и длины и бессветофорной сигнализации для ускоренного движения пригородных поездов с интервалом попутного следования до трех минут.

Кроме того, принципиально поменялась система мониторинга и диагностики состояния железнодорожной инфраструктуры за счет отказа от стандартной схемы использования автономных средств (вагоны-дефектоскопы, путеизмерители, лаборатории контактной сети, дефектоскопные и путеизмерительные тележки). На МЦК используют бортовые информационно-измерительные системы, интегрированные в конструкцию подвижного состава (электропоезда "Ласточка"), обеспечивающие полную автоматизацию диагностики элементов инфраструктуры. В том числе один из электропоездов оснастили бортовым комплексом ультразвуковой дефектоскопии рельсов.

Применяют на кольце и современные системы обнаружения помех на пути (радары, лидары, стереокамеры), которые по своим характеристикам с учетом интеллектуальной обработки их данных вплотную приблизились к физическим возможностям человека, а по ряду параметров их превосходят. К примеру, радары в отличие от человека прекрасно обнаруживают препятствия ночью, в туман и снег. К тому же автоматические системы не знают таких понятий, как усталость, потеря концентрации и внимания. Поэтому на этом полигоне фактически опробируют малолюдные технологии обслуживания инфраструктуры и поездов.

Но еще предстоит многое сделать, прежде всего удостовериться, что автоматическая система управления обеспечивает требуемую безопасность движения поездов. Кроме того, необходимо изменить нормативную базу, регламентирующую организацию движения поездов, и трансформировать сознание людей, доказав безопасность и надежность новых технологий. Над этим сейчас и работают специалисты компании. Так, для организации пассажирских перевозок на базе цифровых технологий уже формируются стандарты качества услуг, основанные на передовом опыте максимального использования мобильных устройств связи и функциональных приложений, обеспечивающих выбор параметров путешествия: скорость, комфорт и т.д.

Главный конструктор АО "ВНИИЖТ" Михаил Березка рассказал, что в настоящее время более 45% железнодорожных билетов оформляется электронным способом на сайтах и в автоматах по их продаже без участия кассиров. Для скоростных поездов доля электронных продаж составляет 75%. Технология продажи через Интернет используется также в Белоруссии, Казахстане, Латвии и Узбекистане, в ближайшее время ее планируют внедрить в Таджикистане.

Успешно реализованы проекты электронной регистрации, формирования и передачи ведомости проездных документов в поезд, формирования ведомостей для контроля поездов ревизорскими службами. Сейчас в режиме электронной регистрации работает большинство поездов в сообщениях между ОАО "РЖД", железными дорогами Казахстана, Белоруссии, Литвы, Латвии и Киргизии.

В ближайшее время пассажир сможет приобретать электронные билеты на любом из сайтов железнодорожных администраций, использующих АСУ "Экспресс-3", и применять их в поездах всех этих администраций. Информационные технологии позволяют пассажирам уже при покупке билета выбирать вариант питания в пути следования, оформлять бонусные билеты и билеты со скидкой в соответствии с категорией участника. Кстати, участниками программы "РЖД-Бонус", зарегистрированными в АСУ "Экспресс-3", в настоящее время являются около 2,5 млн человек. Возможный срок резервирования мест и продажи билетов в поезда возрос с 60 до 180 дней.

В текущем году появится возможность оформлять на сайте электронные перевозочные документы для перевозки багажа, ручной клади, живности и автомобилей. Пассажиры дальних поездов также смогут оформить дополнительное многоразовое питание по своему выбору на всем маршруте. Михаил Березка сообщил, что уже в ближайшее время будет реализован проект "Деловой проездной" для поездов "Сапсан", после чего пассажиры смогут покупать определенное число поездок с гарантией последующего предоставления мест.

В сегменте мультимодальных грузовых перевозок цифровые технологии упрощают доступ клиентов к инфраструктуре железных дорог на основе интегрированной информационно-управляющей системы. Использование электронных торговых площадок позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей транспортно-логистических услуг.

В отрасли активно внедряется безбумажная технология (электронный документооборот), включая процедуры оформления грузов на государственных границах, подготовку и оперативную передачу на борт локомотива поездных документов различного назначения с подтверждением их достоверности.

Внедрение безбумажных технологий также позволило упростить обмен товарными накладными и счетами-фактурами с собственниками подвижного состава. Новый проект дает, например, возможность собственнику через личный кабинет в режиме онлайн получать информацию о зачислении денежных средств на единый лицевой счет за услуги текущего отцепочного ремонта.

Клиентоориентированное управление перевозочным процессом позволяет выполнять требования клиентов по оптимизации маршрутов, скорости транспортировки, использованию инфраструктуры и "твердых" расписаний движения грузовых поездов. В отрасли налажена надежная система отслеживания перемещения грузов, вагонов, контейнеров "от двери до двери".

Клиенты в любое время могут получить информацию в реальном режиме времени о фактическом и прогнозируемом нахождении своей продукции на сети железных дорог России и за рубежом. По словам заведующего отделением АО "ВНИИЖТ" профессора Александра Осьминина, автоматизированная система расчета плана формирования поездов (АС РПФП), ориентированная на грузоперевозчиков, позволяет последовательно подключаться к дорожным серверам и визуально отображать информацию о вагонопотоках на электронной карте сети железных дорог.

Автоматизированная система рассчитывает план формирования поездов для всех станций, где зарождаются вагонопотоки. Автоматизация процесса позволила вести расчеты в том числе и для участковых станций, что до этого было невозможно из-за различных критериев протяженности движения корреспонденций вагонопотоков, поскольку вагоны не всегда едут по кратчайшему расстоянию. Информационные системы отфильтровывают данные по каждому конкретному признаку, вплоть до отражения информации о вагонопотоке на электронных картах, что дает возможность получать аналитические данные по маршрутам движения составов. Следующим шагом станут создание и внедрение единой интеллектуальной системы управления движением поездов и автоматизации производственных процессов в отрасли, а также разработка отказоустойчивых и защищенных от кибератак интеллектуальных систем железнодорожной автоматики и сигнализации.

Как уточнил Герман Суконников, в рамках проекта "Цифровая железная дорога" в ближайшие два-три года также планируют реализовать концепции "умный локомотив" и "умный поезд". При этом предусматривается оснащение тягового подвижного состава микропроцессорной системой управления и диагностики с интегрированным комплексным локомотивным устройством безопасности. В перспективе появится единая система автоматизированного управления движением и информационного обеспечения эксплуатации тягового подвижного состава, позволяющая автоматизировать часть функций машиниста при обеспечении безопасности движения поездов.

В конструкциях локомотивов будут использовать накопители электроэнергии для повышения эффективности работы двигателей в режиме тяги и на стоянке. А "умная" система управления дизель-генераторной установкой с электронной системой подачи топлива позволит уменьшить удельный расход горючего в зависимости от режимов загрузки. Кроме того, интеллектуальная система будет предусматривать возможность подключения модуля автоматического управления, способного осуществлять ведение поезда без участия машиниста.

Первые разработки в этом направлении уже ведутся. В сортировочной системе станции Лужская Октябрьской железной дороги еще два года назад в порядке эксперимента успешно внедрили технологию роспуска вагонов с автоматическим управлением горочным локомотивом. В настоящее время прорабатывается пилотный проект телеуправления маневровым локомотивом с удаленного рабочего места оператора-машиниста. На полигоне ОАО "НИИАС" создано виртуальное рабочее место машиниста тепловоза с управлением локомотивом по радиоканалу на станции Лужская. Цель проекта – отработка технологии управления несколькими маневровыми локомотивами одним оператором-машинистом. В перспективе подобные технологии будут внедрены на станциях Инская (Западно-Сибирская железная дорога) и Лоста (Северная железная дорога).

Так что, как видим, идея "умной" железной дороги уже активно воплощается в жизнь. И через несколько лет, которые необходимы для ее обкатки, она станет в нашей стране реальностью.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.04.2017