В ближайшие годы может заметно возрасти спрос на вагоны с увеличенной осевой нагрузкой. Драйвером будет служить постепенное замещение парка типовых полувагонов инновационным подвижным составом при организации экспорта через Восточный полигон. Обкатывать такую схему предполагается на вывозе угольной продукции из Кузбасса на Дальний Восток.
Полигон набирает вес Решение перевести к 2030 году в инновационные полувагоны все перевозки угля на экспорт, осуществляемый через дальневосточные порты, подкреплено соответствующим поручением председателя правительства РФ Михаила Мишустина.
Доля инновации, используемой на востоке сети, неуклонно растет. Еще в 2014 году на Восточном полигоне она не превышала 4%, а в 2023 году достигла 47%, свидетельствует исполнительный директор союза "Объединение вагоностроителей" Евгений Семенов. За этот период железнодорожники смогли дополнительно перевезти 57 млн т грузов. Последние годы прирост в отправках за счет инновации составляет порядка 8 млн т ежегодно. Использование такого парка позволяет ежемесячно перевозить через полигон на 7,2 тыс. полувагонов меньше при доставке одного и того же объема груза.
В 2024 году количество подвижного состава с осевой нагрузкой 25 тс, задействованного в перевозке угля в разных направлениях, достигло 126 тыс. ед., оценивает председатель совета директоров Ассоциации морских портов Денис Илатовский. Для обеспечения экспорта на востоке занято 65% парка, остальная доля сконцентрирована на северо-западе и юге. Часть инновации – не менее трети – используется также во внутреннем сообщении.
В ближайшее время, говорит Д. Илатовский, примерно 7% инновационных полувагонов может быть перераспределено с запада на восток. Этого требует как регулирование перевозок, так и увеличение провозных способностей БАМа и Транссиба по программе модернизации инфраструктуры.
В настоящий момент на сети курсирует 185 тыс. инновационных полувагонов, 120 тыс. из которых сосредоточены на полигоне от Кузбасса до Дальнего Востока, проинформировали в холдинге. При этом для вывоза в 2025 году 54,1 млн т угольной продукции, согласно соглашению с Кемеровской областью, достаточно 68 тыс. вагонов с улучшенными характеристиками, уточнили в пресс-службе РЖД. Как известно, перевозчик намерен с этого года принимать кузбасский уголь для экспорта в восточном направлении исключительно в подвижном составе повышенной грузоподъемности.
Когда Кузбасс при поддержке Минэнерго РФ договаривался с РЖД об объемах перевозки на восток, данную цифру (54,1 млн т) компания приняла при условии, что она будет перевезена в инновации, подтвердил Д. Илатовский.
"Если вагон не инновационный и грузоподъемность не 75 т, а 69 т, то вагонная норма не пересчитывается и теряет [в объеме продукции] тот угольщик, который не обеспечил себя инновационным парком. Соответственно, проблема загрузки вагона 69 или 75 т легла полностью на грузоотправителей", – рассказал он.
Пока нет запрета на отгрузку угля в типовой вагон, но, не исключает эксперт, это дело времени. Данный порядок будет действовать для Кузбасса, хотя, возможно, к нему постепенно подключат другие регионы.
"Развитие Восточного полигона предусматривает переход на перевозки именно в инновационном подвижном составе, который обеспечивает весовую норму поезда 7100 т при длине поезда 71 условный вагон", – в свою очередь сообщили в РЖД.
Парк любит счет В целях увеличения экспорта угля на восток к 2026 году (при достижении целевого показателя провозной способности в экспортном направлении в 180 млн т) потребуется дополнительно 31 тыс. инновационных полувагонов, а к 2031 году (с учетом провозной способности в 210 млн т) – еще 32 тыс., подсчитал Д. Илатовский. Без учета данного прироста, то есть для полного перевода всех угольных перевозок в восточном направлении с типового парка в инновацию в нынешних размерах движения, потребуется 41 тыс. полувагонов. В общей сложности число подвижного состава увеличенной грузоподъемности должно возрасти на 97 тыс. ед., заключил председатель совета директоров Ассоциации морских портов. Чтобы закрыть потребности в парке, в течение 5 лет вагоностроителям нужно ежегодно выпускать в среднем около 20 тыс. инновационных полувагонов.
Стоит сказать, что вывоз экспорта в инновации пока возможен через морские порты. Если говорить о прямых сухопутных сообщениях, то Китай в настоящее время не работает с вагонами с осевой нагрузкой 25 тс. Тем не менее в будущем это ограничение может быть снято, что может еще подстегнуть спрос на инновацию. Трафик через железнодорожные пункты пропуска с КНР растет, причем более 40% их грузооборота сейчас приходится на угольную продукцию.
Встает вопрос, справятся ли с растущими потребностями в инновационном парке отечественные вагоностроители. Как известно, сегодня его выпускают только Тихвинский вагоностроительный завод (входит в НПК "ОВК") и УВЗ. В 2024 году построено 21,1 тыс. вагонов разных типов с улучшенными характеристиками, в том числе 12,2 тыс. полувагонов. Впрочем, создаются условия для увеличения постройки инновации – к нынешнему лету еще два предприятия планируют выпускать инновационные полувагоны, проинформировал Е. Семенов. Речь идет об "Алтайвагоне" и "Рузхиммаше" ("РМ Рейл"), у которых разработаны тележки 25 тс.
Другой актуальный вопрос – как быть угольщикам, которые привыкли работать с типовым подвижным составом, а тем более владеют им. Не исключено, что таким компаниям придется переключать парк на другие направления сети РЖД или продавать его, пусть даже по низкой цене, рассматривать возможность модернизации вагонов на инновационную тележку либо скорее заключать контракты с вагоностроителями или обращаться к услугам операторов, располагающих инновацией, перечислил варианты событий Д. Илатовский. По словам исполнительного директора Объединения вагоностроителей, возможно, имеет смысл не полностью переводить типовой парк на инновационный, хотя в случае с полу вагонами это наиболее предпочтительный вариант. "По цистернам все зависит от наливной плотности грузов. Если она выше 800 кг/куб. м, то однозначно должны быть вагоны с осевой нагрузкой 25 тс. Если меньше, то на усмотрение собственника. Аналогичная ситуация по хопперам. Минераловозы и цементовозы должны быть с тележкой 25 тс, а что касается зерновозов, то это уже на выбор", – считает Е. Семенов.
Стоит сказать, для перевозок также применяются инновационные танк-контейнеры. В частности, организованы первые отправки метанола в таре с увеличенным объемом – 30 куб. м против стандартных 26 куб. м.
"Использование танк-контейнеров повышенной вместимости – это новая перспективная история для российской логистики. С одной стороны, мы получаем возможность более эффективно использовать пропускные способности и снизить нагрузку на сеть. В то же время идет оптимизация затрат на внутристанционные работы, сокращается число операций по подаче парка под налив, разгружаются пути предприятия", – отметил генеральный директор ООО "Спецтрансгарант" Павел Москаленко.
В РЖД заявили, что поддерживают создание вагоностроителями инновационного подвижного состава – как полувагонов, так и цистерн. "В прошлом году прошли испытания инновационной 8-осной цистерны. Она показала свою эффективность, прошла сертификацию и позволяет тем же количеством поездов перевезти больший объем груза", – рассказали в компании.
Маршруты без разрыва В 2024 году по Восточному полигону проследовало 33 тыс. тяжеловесных поездов, на 15% больше показателя 2023-го. Между тем, обращали внимание в Союзе операторов железнодорожного транспорта, по зависящим от перевозчика причинам возникали ситуации, когда происходило снижение доли погрузки в инновацию. Кроме того, введенный монополией жесткий порядок регулирования вагонопотоков в рамках борьбы с "лишними" вагонами приводил к нарушению ранее сформированных технологий по подформированию порожних маршрутов из инновационных полувагонов.
В конце января СОЖТ направил в Минтранс и РЖД свои предложения по повышению эффективности перевозок в инновации, в том числе для обеспечения максимального вывоза грузов из Кузбасса. Главный посыл – при организации перево зочного процесса к таким вагонам нужен особый подход. Речь, в частности, идет об исключении логконтролей при оформлении порожняка назначением на станции Западно-Сибирской железной дороги. Необходимо контролировать проследование и исключать возможность бросания поездов с полу вагонами 25 тс, которые следуют как на ЗСЖД под очередную погрузку, так и с грузами в адрес Дальневосточной магистрали.
"Есть технологические моменты, которые связаны с тем, что не должно быть дополнительных ограничений по возврату такого порожнего парка под следующую погрузку, а также не должно прекращаться осуществление тех маршрутов, которые создаются для вывоза такой продукции, – объясняет исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский. – А такие ситуации возникали. Связаны они были с использованием парка под вывоз контейнеров из портов Дальнего Востока после выгрузки угля и последующего возврата на станцию погрузки по несколько другому алгоритму движения".
Как отмечают в одной из операторских компаний, перевозчику следует контролировать беспрепятственный пропуск инновации при ее возврате с Восточного полигона на ЗСЖД по стыкам Мариинск/ Междуреченск, обеспечив при этом сохранение и отправку от грузополучателей (портовых терминалов) порожних маршрутов в той же составности, в которой они приходили под выгрузку. Стивидорам и припортовым станциям в этой связи необходимо сохранять маршрутизацию после выгрузки, обеспечив ее в том же виде, в котором приходит груз в порт.
В свою очередь, Российским железным дорогам предлагается установить целевые показатели оборота инновационного парка в направлении Кузбасс – Дальний Восток, например, не выше 30 суток. В том числе для груженого рейса – не более 11, порожнего – не более 15. справка В 2024 году произведено более 21 тыс. инновационных вагонов. Рост к предыдущему году оценивается в 14%. Доля инновационного парка в общем объеме вагоностроения по итогам прошлого года составила 28%. Больше всего с улучшенными характеристиками выпускалось полувагонов. Их произведено 12,2 тыс., рост к 2023 году составил 20%. Доля полувагонов в общей структуре парка с повышенной нагрузкой на ось достигла 58%. Кроме того, произведено 6,8 тыс. инновационных хопперов (-3% к 2023 году) и 2,1 тыс. цистерн (рост в 2 раза). цитата "С целью обеспечения стабильной работы отрасли заключено соглашение между Кемеровской областью и Российскими железными дорогами о вывозе продукции в объемах не менее уровня 2024 года. Реализуется комплекс мер по сокращению оборота вагонов и увеличению количества используемых инновационных вагонов повышенной грузоподъемности, что также обеспечит дополнительные возможности вывоза продукции".
Александр Новак, вице-премьер РФ Встает вопрос, справятся ли с растущими потребностями в инновационном парке отечественные вагоностроители. Как известно, сегодня его выпускают только Тихвинский вагоностроительный завод (входит в НПК "ОВК") и УВЗ. В 2024 году построено 21,1 тыс. вагонов разных типов с улучшенными характеристиками, в том числе 12,2 тыс. полувагонов
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 14.03.2025 |