05-02-14 / 2014
Новости отрасли
Кодекс эффективности

Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) опубликовал проект системы показателей качества и оценки работы (KPI) операторов железнодорожного подвижного состава.<br /> Разработка документа предусмотрена в рамках реализации положений плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг монополий при сохранении их финансовой устойчивости, утверждённого премьер-министром Дмитрием Медведевым в ноябре 2013 года. <br /> В соответствии с пунктом 15 плана СОЖТ совместно с Минтрансом, Минэкономразвития, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и ОАО «РЖД» должны разработать систему показателей качества работы операторов в привязке к экономическим стимулам или санкциям. <br /> Из проекта следует, что операторов, входящих в партнёрство «Совет операторов железнодорожного транспорта», могут обязать каждый квартал сдавать усреднённые показатели по эффективности своей работы раздельно по родам подвижного состава (крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны, цементовозы, зерновозы, фитинговые платформы, минераловозы). <br /> Подготовленные операторами предложения включают следующие показатели: средний оборот вагона (в сутках), маршрутная скорость перевозки грузов/вагона в порожнем состоянии (км/сут.), средняя дальность перевозки (км), время простоя под грузовыми операциями (в сутках), коэффициент порожнего пробега (%), количество и доля порожних групповых отправок и отправительских маршрутов (ед., %), среднее время нахождения в пути вагона в нерабочем парке (в сутках). Отчёты операторы будут обязаны сдавать в течение месяца, следующего за отчётным кварталом. <br /> В СОЖТ «Гудку» сообщили, что согласно принятому документообороту они направят свои предложения в Минэкономразвития. Также проект должен поступить в Минтранс и ФСТ России. <br /> Предоставить дополнительный комментарий по документу в партнёрстве оказалось некому. <br /> При этом данный проект системы показателей качества и оценки работы железнодорожных операторов включает оценку экспертов СОЖТ о степени влияния участников перевозочного процесса на формирование каждого показателя. К примеру, на основной технологический показатель эффективности грузовых перевозок – оборот вагона – оператор влияет лишь на 25% (на 50% влияние на формирование показателя оказывает ОАО «РЖД», ещё 25% – грузоотправители). На показатель «коэффициент порожнего пробега» (отражающий изменение эффективности логистики операторов и влияющий на себестоимость услуги по предоставлению вагонов), по мнению экспертов СОЖТ, степень влияния операторов составляет порядка 90%, оставшиеся 10% зависят от грузоотправителей. На показатель, отражающий количество и долю порожних отправок и отправительских маршрутов, степень влияния операторов в равной доле с грузоотправителями составляет порядка 30%, а 40% влияния приходится на работу ОАО «РЖД». <br /> Как отметил заместитель председателя другого партнёрства операторов – ОЖдПС – Денис Семёнкин, проект не имеет для остальных участников рынка особенного значения. <br /> «Во-первых, нет нормативного акта, обязывающего всех операторов отчитываться в соответствии с определённой методикой. Сама методика вызывает сомнения, так как операторские компании по ней должны предоставлять данные самостоятельно, без какой-либо проверки со стороны. Расчёт показателей может быть у всех индивидуальным: кто-то из операторов может учитывать вагоны, которые находятся в собственности и аренде, а кто-то будет учитывать те вагоны, которыми они управляют, то есть используют для перевозок на два-три технических рейса», – полагает Денис Семёнкин. <br /> К тому же, по его словам, отсутствие нормативно утверждённой обязанности операторов отчитываться по показателям эффективности грузовых перевозок приведёт к тому, что данные по операторам (даже те, которые собирает СОЖТ) не будут транслироваться во внешнюю среду и широкая транспортная общественность о них осведомлена не будет. <br /> В НП ОЖдПС считают, что гораздо более значимо для оценки эффективности услуг железнодорожного транспорта и экспертов будет использовать данные, которые будут публиковаться РЖД на основе приказа Федеральной антимонопольной службы о раскрытии информации железнодорожного холдинга. <br /> Как сообщил «Гудку» советник генерального директора ОАО «ФГК» Александр Шугаев, поскольку решения на президиуме СОЖТ принято ещё не было, а создаётся рабочая группа по проработке вопроса, пока ФГК комментировать данную тему не будет. <br /> В пресс-службе Федеральной службы по тарифам сообщили, что документ поступил в ведомство 31 января и в настоящее время требуется его содержательный анализ, после чего ФСТ сможет его комментировать. В Минтрансе и Минэкономразвития мнение по данному вопросу также пока не сформулировали. <br /> Справка «Гудка» <br /> KPI (Key Performance Indicator) – показатель достижения успеха в определённой деятельности или в достижении определённых целей. Фактически это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.02.2014Кодекс эффективности