20-02-22 / 2022
Новости отрасли
Код желтый и код красный. Как эффективно управлять потоками грузов в случае форс-мажора

Для участников рынка предлагается ввести индикаторы загрузки инфраструктуры

В ОАО "РЖД" предложили создать индикаторы загрузки инфраструктуры с учетом фактической обстановки на сети. Речь об этом шла на встрече топ-менеджмента холдинга с грузоотправителями на минувшей неделе. Новый механизм предусматривает разные сценарии действий при ухудшении ситуации с выгрузкой: от согласования с клиентами объема груза, который можно перевезти без задержек, до временного отстоя и ограничения погрузки.

В феврале руководство ОАО "РЖД" провело несколько совещаний с крупнейшими грузоотправителями, где обсудили ситуацию с погрузкой и "брошенными" поездами. На повестке было создание индикаторов загрузки инфраструктуры. Новый параметр предлагается учитывать при согласовании заявок на перевозку от грузоотправителей, чтобы предотвращать либо оперативно устранять заторы, особенно на напряженных участках.

Как следует из сообщения в Telegram-канале холдинга, при ухудшении обстановки предлагается вводить желтый или красный уровни. В первом случае ОАО "РЖД" совместно с клиентами будет согласовывать максимальный объем груза, который можно перевезти без нарушения сроков. При красном уровне потребуются более серьезные меры: согласование возможных задержек в пути, временного отстоя либо ограничение погрузки. "Грузоотправители в целом поддерживают идею, отмечая необходимость проработки деталей", – говорится в Telegram-канале ОАО "РЖД".

По словам президента Национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура" Павла Иванкина, участники рынка и железнодорожники уже несколько лет обсуждают введение подобных индикаторов загруженности.

"То, что сейчас предложили в ОАО "РЖД", – довольно интересная идея. Такой механизм нужен, чтобы у грузовладельца была возможность получить данные, где и какая ситуация с "брошенными" поездами, какие направления перегружены", – считает Павел Иванкин.

По его мнению, без изменения правовых норм индикаторы можно будет использовать только как информацию к сведению. Но если этот механизм хорошо себя покажет, можно будет уже говорить о внесении нормативных изменений и применении их как полноценного механизма регулирования движения на сети.

Для подготовки итогового предложения создана рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон, сообщили в ОАО "РЖД".

По замыслу холдинга, новый механизм позволит устранять сбои вроде тех, что случились на стыках с портами в декабре-январе, без введения конвенций.

При этом, как отметили на совещании представители ОАО "РЖД", операторам также стоит подумать о повышении эффективности управления парком, в частности о страховочных мерах на случай, если вагон сходит с закольцованного маршрута. Это может быть либо технологический запас порожняка, либо изменение схемы управления парком.

"Понятно, что содержать резерв вагонов накладно, но это не те расходы, которые несут предприятия, когда остаются без вагонов", – отмечают в холдинге.

Советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев также отметил, что пока не готов говорить о создании запаса порожняка. Тем не менее более целесообразно, по его мнению, если РЖД на определенных маршрутах возьмет в диспетчеризацию полувагоны. "Если бы РЖД руководило процессом перевозок полувагонами и имело под рукой некий резерв, то можно было бы, в частности, закрывать проблемы с перевозкой строительных материалов", – считает Владимир Прокофьев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.02.2022