Манат Салимбаев, генеральный директор АО «Транко»
– Как отразится на казахстанском операторском рынке создание Таможенного союза?
– Я думаю, что первые результаты создания Союза мы почувствуем в октябре. Пока есть ряд вопросов по оформлению документов, прохождению грузов через границу, оплате тарифов. Главная проблема – большие сроки оформления груза на границе, процедур таможенного и пограничного контроля. Надеюсь, что создание Таможенного союза позволит всё упростить. Операторов Казахстана интересует простая формула 3С – Скорость, Стоимость, Сервис.
– Какие пути упрощения процедур пересечения границ вы видите?
– Унификация и гармонизация процедур с международными стандартами. Надо в срочном порядке внедрять единые международные транспортные документы формата ЦИМ/СМГС. Мы имеем уже российский и белорусский опыт внедрения такого документооборота на отдельных точках пересечения границы. Видно, какой экономический эффект для всех участников транспортной деятельности этот шаг уже принёс. Скорость обслуживания грузопотоков увеличилась в несколько раз. Предстоит срочно заняться вопросом улучшения технической оснащённости пограничных переходов, внедрять системы электронного декларирования товаров и транспортных средств, максимально сократить количество документов, требуемых при импорте, экспорте и транзите. При этом вопрос ценообразования субъектов монополии должен быть рассмотрен детально как с точки зрения уровня тарифов, так и с точки зрения качества сервиса и ответственности. Понятно, что многие нормативы необходимо будет согласовывать на межгосударственном уровне. Но если мы не придём к внедрению нормативов единого Таможенного союза, мы не сможем воспользоваться нашими географическими преимуществами по ускорению скорости доставки грузов до потребителя.
– Следует ли ждать ощутимых изменений грузовой базы?
– Здесь я также не вижу предпосылок для каких-либо значительных перемен, по крайней мере, в обозримой перспективе. Для того чтобы поменялась грузовая база, должны произойти крупные изменения и в структуре экономики. Поэтому по основным параметрам грузовая база останется прежней – сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, сера, зерно, уголь, руда, продукция ГОКов, металл. Такая номенклатура диктует и спрос на подвижной состав – в Казахстане наиболее востребованы полувагоны, цистерны общего назначения, специальные цистерны, а также зерновозы. В Казахстан завозятся в основном товары массового спроса, которые доставляются в контейнерах и крытых вагонах. В перспективе, с момента введения возможности осуществлять процедуры по таможенной очистке импорта на внешних границах Таможенного союза с последующей поставкой товаров на территорию России и Белоруссии, будет расти объём перевозок товаров из КНР. Прежде всего в Россию. Поэтому спрос на фитинговые платформы, большегрузные контейнера и крытые вагоны будет расти.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 12.07.10 | Перевозке нужна простая формула |