05-03-14 / 2014
Новости отрасли
Ключевой инструмент

Роль межрегиональных координационных советов будет возрастать

На этих площадках будет охвачен значительно более широкий круг вопросов, требующих своего решения на региональном уровне. Для повышения эффективности использования такой формы работы распоряжением президента ОАО «РЖД» внесены изменения в типовое положение о межрегиональных координационных советах (МКС).

Об этом речь шла на селекторном совещании, которое провёл первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. Кроме этого, большое внимание было уделено оценке результатов работы МКС, повышению эффективности их работы. 

Подводя итоги прошлого года, Вадим Морозов отметил, что деятельность координационных советов была направлена на оптимизацию взаимодействия участников транспортного рынка в целях обеспечения потребностей промышленности, населения регионов в перевозках за счёт своевременного и качественного предоставления услуг. В 2013 году проведено всего 156 заседаний КС, в том числе 26 межрегиональных и 130 региональных. 

Вадим Морозов напомнил, что в 2013 году работать пришлось в непростых условиях. При общесетевом снижении погрузки на 2,8%, или 35 млн тонн, положительная динамика с ростом на 1,6 млн тонн, или на 0,9%, отмечена только по регионам Северо-Западного МКС. По Сибирскому МКС уровень погрузки соответствовал 2012 году, по остальным регионам объёмы были снижены. 

Изменившиеся условия рынка грузовых перевозок диктуют необходимость разработки новой модели управления вагонными парками. Наиболее перспективной сегодня считается та, что предполагает организацию эксплуатационной работы с обезличенным парком порожних вагонов под управлением перевозчика. В этой связи в минувшую среду утверждена типовая форма договора на оказание услуг по оптимизации логистических схем перевозок с публичной офертой о заключении договора с собственниками подвижного состава. Первый договор уже подписан между ОАО «РЖД» и ОАО «ФГК». 

Один из важнейших вопросов на площадках КС – выстраивание долгосрочных взаимоотношений с ключевыми клиентами, предоставление дополнительных услуг. На конец прошлого года число долгосрочных договоров с крупнейшими грузовладельцами превысило 550, по которым отгружено более 62% от всех объёмов на сети. По итогам 2013 года доходы компании от реализации таких продуктов составили более 1,1 млрд руб., в том числе от перевозок по расписанию – около 700 млн. Объёмы перевозок по расписанию по сравнению с 2012 годом выросли более чем вдвое. Применение данной технологии позволило получить дополнительный эффект не только перевозчику, но и грузовладельцам. Чёткое взаимодействие с ключевыми клиентами, операторским сообществом дало свои результаты на Свердловской дороге. Как сообщил её начальник Алексей Миронов, встречный пробег только по восьми решающим станциям снижен на 14 тыс. единиц. По тем же станциям удалось увеличить сдвоенные операции на 6%. 

Для всех внутридорожных маршрутных отправок сегодня согласовывается порядок по установлению дифференцированной ставки договорного сбора за оказание услуги по расписанию с учётом расстояния перевозки. Вадим Морозов поручил заняться предметной работой по определению экономического эффекта в результате введения такого порядка. 

Начальник Приволжской дороги Александр Храпатый предложил доработать систему анализа и учёта суммарных тарифов как материнской компании, так и её дочерних структур на дорогах. По его словам, в рамках тарифных коридоров нужно бороться не только за привлечённую тонну, но и за суммарные доходы по всей транспортно-логистической схеме холдинга в целом. 

Важная составляющая в такой работе – обеспечение своевременности доставки. Пока положение дел здесь нельзя назвать удовлетворительным. По итогам 2013 года на станции назначения с нарушением сроков прибыло 22% отправок, в том числе гружёных – 19,8%, а порожних приватных вагонов – 25,3%. Этот показатель ухудшился на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Октябрьской. Расследованием причин нарушения сроков доставки занимаются дорожные рабочие группы, возглавляемые первыми заместителями начальников дорог. Но их работа пока оставляет желать лучшего – предъявляемые в связи с просрочкой претензии исчисляются миллиардами. Вадим Морозов потребовал переломить такую ситуацию. Он напомнил, что президент компании поручил не просто детально разобраться со случаями просрочки, но и приложить максимум усилий по их недопущению, важная роль при этом отводится работе с первичными документами. 

И нельзя обойти вниманием ещё одно направление деятельности в формате КС – обеспечение безубыточности пригородных перевозок. В 2013 году потребность пригородных перевозчиков в субсидиях на компенсацию выпадающих доходов в результате госрегулирования тарифов составила 16,2 млрд руб. Пригородными пассажирскими компаниями (ППК) начислено субсидий на 7,7 млрд руб., субъектами выплачено 7,6 млрд. На самоокупаемом уровне сегодня работают пригородные компании только в пяти субъектах – Москве, Санкт-Петербурге, Адыгее, Московской и Астраханской областях. К сожалению, в бюджетах таких субъектов, как Ленинградская и Вологодская области, таких субсидий не предусмотрено вообще. В условиях постоянного недофинансирования принимаются решения по сокращению пригородных поездов. Так, в 2013 году без учёта перевозок в Мосузле объём транспортной работы сократился на 8%. В числе первоочередных задач ППК на 2014 год – завершение совместно с субъектами работы по подписанию госконтрактов на транспортное обслуживание населения и компенсацию потерь. 

В ходе селектора руководители дорог внесли свои предложения по перечню рейтинговых показателей, характеризующих основные направления деятельности МКС. Всего их восемь: количество инвестпроектов, реализуемых РЖД совместно с регионами; доля средств региональных бюджетов в общем объёме финансирования инвестпроектов на полигонах дорог; совокупный уровень компенсации выпадающих доходов перевозчика в пригородном сообщении субъектами РФ; количество полученных от органов власти РФ одобрений предложений ОАО «РЖД» по формированию нормативной базы в области железнодорожного транспорта; размер дополнительных доходов от перевозки грузов по расписанию на договорной основе; объём (доля) выполненных заявок на перевозку грузов, в том числе по долгосрочным договорам; динамика изменения сроков доставки грузов и порожних вагонов к прошлому году; количество реализованных инициатив и полученных дополнительных доходов в рамках проведения гибкой тарифной политики. 

Вадим Морозов поручил обобщить все высказанные предложения и в минимальный срок доработать проектное решение, растиражировав его на сеть.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.03.2014