17-10-16 / 2016
Новости отрасли
Клиенты РЖД против точечных изменений тарифов и продления экспортных надбавок

Совет потребителей услуг ОАО "Российские железные дороги", функционирующий при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, против предлагаемых монополией точечных изменений в действующий тарифный прейскурант и бессрочного продления экспортных надбавок.

Инициативы перевозчика рассматривались на заседании комитета по тарифному регулированию Совета потребителей услуг РЖД 12 октября ("Интерфакс" ознакомился с протоколом встречи, который был подписан в понедельник).

"Точечные изменения", по замыслу монополии, призваны "сократить тарифные диспропорции" и должны быть внесены до конца 2016 г. Компания предлагает на 4,2% дополнительно индексировать ставки на перевозки в собственных полувагонах для I (низкодоходных грузов) и II классов и на 2,2% - для III класса (высокодоходных грузов), на 2,75% повысить ставки на порожний пробег грузовых вагонов, на 4,2% на все расстояния - для контейнеров. Кроме того, предполагается унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов за счет перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из I во II тарифный класс, газойля - из III во II класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во II тарифный класс.

По мнению экспертов Совета потребителей, "точечные поправки" в прейскурант недопустимы, поскольку "предлагаемые изменения носят базовый характер для всей тарифной системы, меняют сложившуюся структуру действующего прейскуранта и увеличивают тарифную нагрузку на весь период действия текущей его редакции". Также отмечается, что представители крупнейших грузоотправителей поддержали вариант общего повышения ж/д тарифов без точечных поправок по классам грузов, родам подвижного состава и порожнему пробегу. В протоколе они названы "скрытой дополнительной индексацией", нарушающей сложившейся отраслевой баланс.

Экспортные же надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. Быстро добиться их снижения (до 1,3%) удалось только угольщикам, хотя недавно монополия вернула их на уровень 13,4%. В дальнейшем РЖД сделали еще ряд точечных тарифных решений по ряду грузов. Между тем, срок действия этих надбавок составляет 2 года и заканчивается в конце января 2017 г. В связи с этим Минтранс предлагал продлить их еще как минимум на два года или сделать бессрочными, а Минэкономразвития в целом не возражает против этого на срок до 3 лет с увязкой с расшивкой "узких мест".

В целом в протоколе отмечается, что характер тарифных изменений, представленных "Российскими железными дорогами", фрагментарен, и для обсуждения необходимо представить совокупную картину об увеличении тарифной нагрузки. По оценкам экспертов Совета потребителей, с учетом комплекса предложений РЖД в 2017 г. она более чем вдвое превысит годовую индексацию тарифов в 4,5%, предусмотренную прошлогодним приказом Федеральной антимонопольной службы РФ (сейчас Минэкономразвития вообще рассчитывает на 4%-ный рост - после соответствующего снижения таргета по инфляции).

По отдельным же грузам прогнозируются "значительные негативные последствия для рынка грузоперевозок", в том числе - "критическое сокращение вагонной составляющей" и, как следствие, замедление развития рынка, дефицит подвижного состава, задержка или полный отказ от инвестиций в обновление парка, увеличится транспортная составляющая в цене продукции.

Также члены комитета и приглашенные на заседание представители крупнейших грузовладельцев и ж/д операторов отметили недостаточную обоснованность предполагаемого РЖД дефицита бюджета на 2017 г. и, соответственно, предлагаемых изменений в тарифную базу 2016 г. В первую очередь это касается индексации порожнего пробега и контейнерных перевозок, а также общей индексации грузовых тарифов, отмечается в протоколе. Совет настаивает на повторном рассмотрении тарифных предложений "Российских железных дорог" с учетом планов по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов, которые позволили бы покрыть прогнозируемый дефицит бюджета компании в 2017 г.

Также, по мнению Совета, необходимо уточнить исходные данные для обоснования заявленного бюджетного дефицита РЖД. И только если он подтвердится, а мер по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов монополии будет недостаточно, можно рассмотреть варианты государственных субсидий или повышения индексации тарифов. Кроме того, монополии нужна понятная и обоснованная тарифная политика, основанная на принципах долгосрочного тарифного регулирования, а также увязка решений с показателями качества работы железных дорог в РФ.

Касаясь базовых подходов, Совет поддержал идею расширить границы тарифного коридора, в первую очередь - на рынках, где высока конкуренция с другими видами транспорта, "при условии формирования тарифа с учетом скидки на уровне, не ниже зависящих затрат" компании. При этом эксперты против решений РЖД в рамках "тарифного коридора" "за счет упрощения учета ценовых факторов, в том числе возникающих из-за изменения курса иностранных валют". Также в протоколе отмечается, что повышение тарифов на развитие "узких мест" должно быть целевым, чтобы полученные дополнительные доходы от тарифных решений шли на снятие ограничений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.10.2016