28-01-20 / 2020
Новости отрасли
Клиент установит цену

Минтранс обновил порядок перевозок ценных грузов по сети РЖД С 25 января вступил в силу приказ Минтранса, который актуализирует порядок перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью. В документе, в частности, закрепляется право перевозчика отказать в транспортировке в случае выявления несоответствия между описью и фактически предъявленным товаром. Приказ Минтранса от 15 августа 2019 года № 267 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Отметим, грузоотправитель может объявлять ценность любого груза. Указание стоимости является гарантией соблюдения прав грузовладельца в случае повреждения или утраты товара. Если ценность не объявлялась, то перевозчик отвечает за груз в объеме его действительной цены, которую необходимо доказать через суд.

"Минтранс обновил ряд условий по перевозке грузов с объявленной ценностью и актуализировал те положения, которые устарели с 2003 года", – пояснил "Гудку" заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" – начальник Управления правового обеспечения Игорь Бычков.

Приказ актуализировал перечень грузов, перевозка которых осуществляется с обязательным объявлением ценности, а также ввел возможность оформления их описи в электронном виде (при наличии между перевозчиком и грузоотправителем договора об электронном документообороте).

В новых правилах также установлено, что передача сведений, содержащихся в описи грузов, осуществляется грузоотправителем и перевозчиком с учетом требований Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне". То есть транспортировка грузов с объявленной ценностью на международных и междугородных направлениях осуществляется в условиях засекреченности и анонимности.

Согласно новым правилам грузоотправитель обязан объявить ценность драгметаллов, камней и изделий из них, культурных ценностей, включая музейные предметы и коллекции, произведений культуры и искусства, а также грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд (независимо от размера и стоимости товара), не связанных с предпринимательством.

Отметим, что Федеральный закон № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" разделяет драгоценные металлы и сплавы с небольшой примесью этих металлов. Если в сырье или изделии содержится меньше 5% золота, серебра или платины, груз можно отправить железнодорожным транспортом.

По мнению президента Гильдии экспедиторов России Семена Резера, новые правила очень своевременные и могут привлечь груз с объявленной ценностью на железнодорожный транспорт.

"По железной дороге перевозятся различные ценные грузы – это могут быть и картины, и редкие металлы. Железнодорожный транспорт чаще используют для транспортировки оптовых партий, реже для перевозки единичных экземпляров. Их помещают в контейнер или закрытый грузовой вагон, при этом важно обеспечить герметичность и оптимальные температурные условия", – отметил он.

В приказе Минтранса также уточнен порядок утилизации запорно-пломбировочных устройств, а также порядок возмещения ущерба, причиненного при перевозке. Кроме того, прямо закрепляется право РЖД отказать в перевозке в случае выявления несоответствия между описью и фактически предъявленным грузом.

По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, приказ Минтранса содержит несколько новых положений, которых нет в предыдущих правилах.

"Расширена возможность взаимодействия грузоотправителя и перевозчика в электронном виде. Теперь можно предъявлять опись грузов с объявленной ценностью не на бумажном, а на электронном носителе, что соответствует современному уровню развития отношений на железнодорожном транспорте", – отметил он.

Кроме того, по его словам, в предыдущем тексте правил специально оговаривалось, что объявленная ценность груза не может быть выше действительной, которая обосновывалась правоустанавливающими документами (счетом или договором продавца).

"В случае порчи или исчезновения груза в пути следования и возникновения судебных разбирательств грузоотправителя с перевозчиком по поводу стоимости утраченного товара владелец инфраструктуры всегда апеллировал к действительной стоимости и требовал предъявления правоустанавливающих документов. Сейчас это из правил исключено. Теперь перевозчиком принимается та стоимость, которая внесена в накладную грузоотправителем. И если будут возникать споры, то во внимание будет приниматься только та ценность, которая указана в описи. Это может привлечь такие грузы на железную дорогу, так как грузовладельцам в случае пропажи не придется обосновывать его стоимость в суде", – пояснил он.

Денис Семенкин также добавил, что в приказе предусмотрен пункт, который балансирует право грузоотправителя указывать абсолютно любую стоимость в описи.

"Перевозчик может отказать в приемке груза к перевозке, если он установит несоответствие предъявляемого к перевозке товара, который указан в описи. К примеру, если перевозчику будет предъявлен груз, стоимость которого явно не соответствует действительной ценности, то он сможет отказать в транспортировке. При этом прописан порядок отказа от перевозки, когда составляется акт общей формы, где указывается причина", – резюмировал он.

Отметим, что приказ МПС России от 18 июня 2003 года № 40, которым утверждены ранее действовавшие Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью, признается утратившим силу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.01.2020