01-06-17 / 2017
Новости отрасли
Клеймо ставить нечем

Железнодорожные перевозки – процесс живой. На рынке транспортных услуг появляются новые игроки, меняются правила. На рельсы выходит техника нового поколения, стареет часть действующего подвижного состава, а уровень ожиданий клиентов растет. Чтобы в этих условиях обеспечить безопасность движения, необходимо регулярно актуализировать подходы к оценке и контролю технического состояния инфраструктуры и подвижного состава, компетенции персонала.

Автоматизированные системы помогают усилить контроль за техническим состоянием инфраструктуры и подвижного состава. Сегодня в компании действует система менеджмента безопасности движения. По словам заместителя начальника Департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Александра Косарева, она дает хорошие результаты: количество сходов подвижного состава и столкновений снижается, как и тяжесть их последствий. Чтобы сохранить эту тенденцию, необходимо развивать автоматизированную систему контроля качества ремонта подвижного состава и переводить в автоматический режим как можно больше операций, которые сегодня выполняют люди.

В прошлом году приказом № 257 Минтранса России были внесены поправки в Правила технической эксплуатации, которые касаются допуска на инфраструктуру подвижного состава, вне зависимости от форм собственности. Согласно этим поправкам, с 19 ноября 2016 года планово-предупредительный ремонт железнодорожного подвижного состава может осуществляться только на предприятиях, получивших условный номер клеймения.

Норма эта вступила в силу сразу после публикации документа, к чему ни собственники подвижного состава, ни руководители ремонтных предприятий, ни владелец инфраструктуры не были готовы. Условные номера клеймения на тот момент получили единицы. Отсутствие их не сказывалось на заказах, поэтому ремонтники и не спешили их получать. В связи с этим Федеральное агентство железнодорожного транспорта издало приказ о переходном периоде, который продлится до конца нынешнего года. А с 1 января 2018 года подвижной состав уже не выйдет на инфраструктуру РЖД после ремонта на предприятии, не имеющем условного номера клеймения. Но процедура получения этого номера многим ремонтникам кажется неудобной и не до конца понятной. Не указаны и предельные сроки ответа на заявку о выдаче клейма.

Как правило, оно выдается после инспекционного контроля, когда устанавливается, что предприятие способно производить работы на должном уровне. Раньше его компетенции в этой сфере подтверждались только лицензией. Кроме того, для повышения конкурентоспособности на рынке предприятия, как правило, стараются получить сертификат соответствия своих услуг в добровольной системе сертификации. Но только условный номер клеймения позволяет в случае неисправности установить, где производился и ремонтировался подвижной состав.

Чтобы ужесточить контроль за безопасностью движения упомянутым выше приказом № 257 Минтранса России была введена еще одна норма Правил технической эксплуатации: с 19 ноября 2016 года изменилась процедура допуска подвижного состава на инфраструктуру. Теперь его должны перед выходом на пути общего пользования осмотреть представители компании-собственника и владельца инфраструктуры и составить акт допуска. В локомотивном хозяйстве это создало определенные сложности.

– Сегодня на нашей инфраструктуре эксплуатируется 2681 локомотив, не принадлежащий ОАО "РЖД", и работает более 15 тыс. локомотивных бригад сторонних компаний, – сказал Александр Косарев. – При круглогодичной эксплуатации на каждый локомотив ежемесячно составляется акт о технической готовности, при работе на станции без выхода на перегон – раз в квартал. Введенная норма процедуры допуска локомотивов после плановых видов ремонта становится дополнительной нагрузкой для наших коллег. Получается, два акта на один и тот же локомотив составляются в один период времени по одним и тем же параметрам. На мой взгляд, необходимо урегулировать это в законодательстве.

Для владельцев инфраструктуры контроль за допуском на нее подвижного состава – это лишь один из элементов обеспечения безопасности. Не менее важная работа проводится в компании для поддержания надлежащего состояния пути и других объектов инфраструктуры. До 2020 года Центральной дирекцией инфраструктуры ОАО "РЖД" запланировано завершить работу по приведению всех объектов инфраструктуры к нормам Правил технической эксплуатации. Ежегодно "сдается" около 20 тыс. объектов.

– На 2017 год мы определили пять главных направлений работы, – рассказал заместитель начальника по безопасности движения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Дмитрий Рулев. – Это реализация ключевых инициатив в сфере обеспечения безопасности движения, проведение технических аудитов, осмотры объектов инфраструктуры и приведение их в соответствие с Правилами технической эксплуатации, а также актуализация нормативно-технической документации. При этом мы должны постоянно вести внутреннюю самооценку, чтобы правильно принимать решения и распределять имеющиеся ресурсы, оптимально управлять рисками в каждом хозяйстве. При проведении технических аудитов у нас наметилась тенденция снижения рисков, но ряд параметров классификатора безопасности движения пока находится в зоне риска.

Заместитель начальника по безопасности движения Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Роман Райзер отметил, что большое внимание в компании уделяется разработке и внедрению автоматизированных систем, которые позволяют снизить влияние "человеческого фактора" и повысить безопасность движения. Уже сегодня на полигоне трех дорог – Куйбышевской, Горьковской и Северной – отрабатывается пилотный проект по установлению логического контроля допуска на инфраструктуру общего пользования локомотивов и локомотивных бригад сторонних организаций с помощью информационных технологий.

Компьютерные системы все больше заменяют человека во многих сферах организации железнодорожных перевозок. Функция человека при этом заключается в умелом использовании аналитических, математических и управленческих возможностей электронного "разума". И в вопросах обеспечения безопасности они играют одну из главных ролей. Однако гарантировать стабильную безопасность может только комплексный подход к ее обеспечению. А для этого каждый участник перевозок должен выполнять все предписанные нормы и правила

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.06.2017