20-06-18 / 2018
Новости отрасли
Китайские партнеры оценили ВСМ

"Гудку" стали известны предполагаемые объемы китайских инвестиций и финансовые параметры проекта ВСМ "Евразия". В случае начала реализации проекта согласно предлагаемым параметрам его стоимость составит 1 трлн юаней, а ВСМ Москва – Казань может быть построена исключительно за счет внебюджетного финансирования.

Согласно подписанному 8 июня в Пекине "Меморандуму об организации скоростных и высокоскоростных грузовых железнодорожных трансграничных перевозок в сообщении Китай – Россия – Европа" предполагается развитие сотрудничества железных дорог России и Китая в развитии высокоскоростного грузового сообщения, в частности проекта "Высокоскоростной грузо-пассажирский транспортный коридор "Евразия" (ВСМ "Евразия"). На начальном этапе планируется развивать перевозки товаров с высокой добавленной стоимостью (дорогостоящие запчасти и электронные компоненты, косметика, негабаритный груз и другие товары, чувствительные к срокам и условиям доставки). Перевозки планируется осуществлять по действующей сети багажными вагонами. Также стороны договорились увеличить количество контейнерных транзитных поездов по маршруту Китай – Европа.

Следующим этапом развития сотрудничества станет строительство высокоскоростного транспортного коридора, который соединит дороги Китая, России и ЕС. В рамках этого проекта предполагается построить около 9 тыс. км новых путей, способных пропускать высокоскоростное грузопассажирское движение.

Первым этапом строительства проекта станет ВСМ Москва – Казань. Планируется, что строительство начнется в IV квартале 2018 года и закончится в 2024 году. Общая стоимость ВСМ Москва – Казань в настоящее время составляет 1,7 трлн руб., из которых 1 трлн – это инвестиции из внебюджетных источников, в том числе 400 млрд, как ожидается, вложат китайские финансовые институты. Остальные 700 млрд должен составить капитальный грант из госбюджета.

Однако с началом развития проекта ВСМ "Евразия" привлечение государственного гранта может не потребоваться, поскольку в таком случае изменится схема финансирования проекта.

Как стало известно "Гудку" из материалов российско-китайской рабочей группы, китайская сторона весьма позитивно оценила перспективы проекта ВСМ "Евразия". В частности, китайские специалисты отмечают, что общий объем инвестиций в строительство проекта может составить около 1 трлн юаней (9,8 трлн руб.), сроки окупаемости – до 23–30 лет (в зависимости от структуры финансирования проекта) при средней рентабельности около 3%. При этом перспективы ВСМ Москва – Казань, по их оценке, выглядят даже лучше: окупаемость от 22,5 года (включая период строительства) при средней рентабельности до 4,8%.

Также китайские специалисты считают, что объем пассажирских перевозок по ВСМ "Евразия" к 2030 году могут составить до 58 млн человек, а к 2050-му достичь 90 млн. Грузопоток оценивается в 15 млн тонн к 2050 году. При этом российские специалисты также позитивно оценивают проект, по их расчетам, прирост консолидированного бюджета РФ от косвенных потоков на инвестиционной стадии уже составил 1,2 трлн руб., а совокупный бюджетный эффект консолидированного бюджета России от реализации ВСМ Москва – Казань составит около 7,8 трлн руб. в ценах соответствующих лет.

ВСМ Москва – Казань протяженностью 762 км является центральным связующим звеном проекта ВСМ "Евразия". Скоростная дорога в рамках проекта ВСМ "Евразия" соединит 25–30 тыс. км ВСМ Китая и 15 тыс. км ВСМ "Европы" через Россию и Казахстан в единую сеть протяженностью более 50 тыс. км. Ожидается, что после завершения строительства поездка на поезде из любого города Китая в любой город России будет занимать 1–2 дня. Доставка грузов из любого города Китая в любой город России и Европы также будет занимать сравнимое время. Реализация проекта требует строительства в основном по российской территории более 6226 км ВСМ, устроенной по безбалластной технологии. В настоящее время технологические решения, предполагаемые для использования в строительстве новой дороги, проходят последние испытания. Китайские инженеры принимают активное участие на всех этапах подготовки проекта. В рамках ВСМ "Евразия" в 2016 году начато проектирование высокоскоростного участка Екатеринбург – Челябинск.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.06.2018