29-05-14 / 2014
Новости отрасли
Китайские инвесторы опять договариваются о порте в Крыму

Россия заинтересована в проекте, который готовила Украина

Китайские инвесторы возобновили прерванные зимой переговоры по разработке и строительству глубоководного порта в Крыму. Об этом "Известиям" рассказал первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев. Стоимость проекта - не менее $3 млрд.

ВЫСОКАЯ РАЗМОРОЗКА

По словам Темиргалиева, очные встречи с китайской стороной намечены на август - проект пока не является первоочередным.

- Мы намерены запустить проект, но только когда будут завершены внеочередные меры по введению рубля и водоснабжению полуострова, - говорит первый вице-премьер.

Проект возведения порта глубиной 25 м вблизи Евпатории (может стать самым крупным разгрузочным портом на территории Крыма) был анонсирован президентом Украины Виктором Януковичем 5 декабря 2013 года во время его визита в Китай. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между операторами проекта - крымской "Киевгидроинвест" в лице Алексея Мазюка и китайской Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co (BICIM) миллиардера Ван Цзина. Инвестиции китайской стороны на первом этапе оценивались в сумму порядка $3 млрд, всего шла речь о вложениях с их стороны на уровне $10 млрд. Переговоры и действия по реализации меморандума были заморожены после государственного переворота на Украине, в результате которого Янукович потерял власть, а Крым вошел в состав России.

- После визита президента России Владимира Путина в Китай [20-21 мая] вопрос китайских инвестиций в Крым снова вернулся в повестку дня, - отметил Рустам Темиргалиев.

Судьба проекта глубоководного порта решается на самом высоком межгосударственном уровне, говорил "Известиям" незадолго до визита Владимира Путина в Китай Георгий Баженов, сотрудник компании "Суеста", дочерней фирмы "Киевгидроинвеста". По его словам, "Киевгидроинвесту" остается только ждать решения правительства Крыма. Сейчас проект находится в ведении первого вице-премьера Темиргалиева, Минтранса России и министра по делам Крыма Олега Савельева. С переходом Крыма в состав России предполагалось, что проект должны были обсудить в ходе поездки Савельева с делегацией Владимира Путина в Китай.

Но в присутствии министра вопрос порта не поднимали, отметили в пресс-службе Министерства по делам Крыма.

- Детали будущих китайских инвестиций в Крым во время визита не обговаривались, - пояснили в министерстве.

ПРОЕКТУ НЕ ХВАТАЕТ ПОЧВЫ

У проекта строительства порта есть определенные экологические риски. Как отметили в крымском министерстве транспорта и связи, местоположение порта переносилось уже не раз. Крымские экологи выступали за перенос проекта в Керчь, где уже есть порт. Как писали члены ассоциации "Экология и мир" в обращении к республиканским властям, строительство будет вестись неопытными компаниями, которые уничтожат "Крымские золотые пески" в Каламитском заливе.

В министерстве транспорта и связи Крыма признались, что сейчас под вопросом не только место возведения проекта, но и его целесообразность.

- Из-за того что до сих пор не было подписано ни одного договора об использовании крымских портов кораблями других стран, все пять крымских портов простаивают (торговый оборот крымских портов упал в 2013 году на 29%), - отмечают в ведомстве. - Для начала нужно решить, нужен ли порт, а уже потом подписывать договора.

Подписанный ранее меморандум предполагает финансирование и управление портом китайской стороной в лице главного подрядчика - компании BICIM. В стройку на условиях подрядчика также планируется привлечь крымскую компанию "Киевгидроинвест". Зарегистрированный в Севастополе "Киевгидроинвест", по данным базы СПАРК, принадлежит компании "Энергожилстрой" - последнюю контролирует жена Алексея Мазюка Елена.

Собственником китайского генподрядчика проекта Beijing Interoceanic Canal Investment Management является Ван Цзин. Основной его бизнес - телеком-компания Xinwei Telecom Enterprise Group. На другом конце земного шара компания Цзина Hong Kong Nicaragua Canal Development Investment Company в августе 2013 года занялась строительством Никарагуанского канала, альтернативы Панамскому, который должен соединить Тихий и Атлантический океаны. Общая стоимость проекта оценивается в четыре раза больше стоимости крымского хаба - более $40 млрд. Сейчас его строительство приостановлено - в январе правительство Никарагуа отложило проект из-за необходимости корректировки нового водного пути. На запросы "Известий" связаться с Ван Цзином по вопросу крымского проекта представители Xinwei не ответили (свои телефоны и сайт у генподрядчика BICIM отсутствуют).

Строить порт планировалось в Сакском районе Крыма, неподалеку от поселка Фрунзе (25 км от Евпатории). Ожидается, что первый этап проекта объемом $3 млрд включит в себя стройку глубоководного порта-хаба, который сможет принимать крупные партии грузов. Там они будут дробиться и отправляться морем в другие порты. Кроме того, планируется возвести несколько терминалов для зерна и сыпучих грузов объемом 20 млн т. На второй этап намечены аэропорт, терминал сжиженного природного газа и возведение верфи (на них уйдут еще $7 млрд).

По оценкам крымских властей, общий оборот такого порта, который должен занять территорию в 3 га, будет достигать 140 млн т в год (может стать четвертым по грузообороту в Европе, заняв место за НМТП с 159 млн т), а портовые и другие сборы будут ежегодно приносить России более $1,5 млрд в год. При этом порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование, согласно проекту схемы территориального планирования Крыма (схему представят 1 июня на утверждение правительству России).

ПРИБЫЛЬ ГАРАНТИРУЮТ

Согласно договоренностям с украинскими властями, Россия может получить долю в 50% от всей структуры и портовые сборы от ее эксплуатации, сообщил "Известиям" ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергей Санакоев. По его словам, компания Ван Цзина получит в управление другие 50% порта, а также ежегодный фиксированный процент, привязанный к вложенным деньгам и общим объемам дохода порта.

- На данном этапе должны быть четко определены российский заказчик и гарант возврата китайских инвестиций в проект. В проекте коммерческие риски по рентабельности порта целиком ложатся на крымские власти. Будет идти прибыль от порта, не будет - в любом случае BICIM будет получать свою гарантированную государством сумму, - пояснил Санакоев.

Как стало известно в декабре прошлого года, параллельно с подготовкой проекта китайский инвестор вел переговоры с минобороны Украины об использовании сакского военного аэродрома. Ведутся ли переговоры сейчас с российским министерством, в Минобороны не уточняют.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия (московский выпуск)29.05.2014