18-04-25 / 2025
Новости отрасли
Китайская доставка нащупала дно

Ставки контейнерных перевозок из Китая опустились до постпандемийного минимума

В ЦЦИ зафиксировали падение ставок на контейнерные перевозки из КНР

Ставки на перевозку крупнотоннажных контейнеров из Китая в Россию снизились в первой половине апреля - этому способствует дефицит грузов и повышение скорости обработки поездов. Условия "ценового дна" благоприятны для импортеров.

Контейнерный импорт из Китая в Россию подешевел в апреле 2025 года, обновив "постпандемийный минимум", зафиксировали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ; соответствующий обзор есть в распоряжении РБК). Стоимость отправки крупнотоннажного 40-футового контейнера ускоренными поездами в среднем в начале месяца к аналогичному периоду марта сократилась на $250-400, до уровня ниже $4,4 тыс. на маршрутах с основных припортовых станций и ниже $3,9 тыс. из "внутреннего" Китая.

Кроме того, в конце марта - начале апреля участники рынка отмечали задержку выходов поездов из Китая из-за слабого спроса со стороны импортеров и недостатка грузовой базы. На ставки также оказал давление рост провозных мощностей для импортных отправок вследствие падения объемов перевозок в направлении Eвропы, а также увеличение скорости обработки поездов на погранпереходах, поясняется в обзоре.

Участники рынка, опрошенные РБК, подтвердили приведенный аналитиками уровень ставок и повлиявшие на это факторы. По данным Николая Ольшанского, гендиректора ModernWay, стоимость перевозки грузов через порты Дальнего Востока упала более чем на $1 тыс. по сравнению с концом 2024 года, и такая тенденция сохраняется. Нехватка грузовой базы, поясняет Анна Федорова, руководитель по маркетингу Optimalog, приводит к возникновению дисбаланса, при котором порожние контейнеры накапливаются в Китае, а спрос на импортные перевозки не покрывает провозные мощности. Улучшение логистических процессов (ускорение обработки составов на границе), например на переходе Забайкальск, сократило простои и позволило увеличить пропускную способность.

Структура контейнерного грузопотока весной 2025 года традиционно представлена электроникой и комплектующими, в том числе товарами для IT-сектора из-за ухода западных брендов и роста локализации сборки, промышленным и строительным оборудованием в связи с замещением европейских поставок, автозапчастями и компонентами для автомобилей на фоне роста производства в России, бытовой техникой и товарами повседневного спроса, перечисляет Федорова. "Из новых трендов мы отмечаем рост поставок товаров для параллельного импорта (например, запчастей для европейской техники), упаковочных материалов и сырья для производства", - добавляет она.

Рост спроса на импорт товаров из Китая поддерживает ослабление курса юаня к рублю, а также "привлекательные цены" на транспортировку грузов, отмечают в ЦЦИ. В результате этого на некоторых небольших станциях в КНР начали формироваться очереди на отправку, а ставки на перевозку остановили падение.

Как эти условия оценивает бизнес

За первый квартал 2025 года перевозки импортных контейнеров из Китая снизились на 8,8%, до 355,7 тыс. 20-футовых контейнеров (на 10,5% упали перевозки химикатов, на 18,1% - автомобилей, на 19,3% - сборных грузов, на 7,5% - товаров народного потребления) после рекордных показателей годом ранее, следует из статистики РЖД. По словам представителя компании, сокращение поставок отмечается и через порты, и сухопутные погранпереходы, в том числе транзитом через Казахстан. "Тенденция сохраняется и в апреле. Основные причины снижения объемов предъявления к перевозке контейнеров с импортными грузами из Китая заключаются в уменьшении спроса из-за затаривания складов на территории России", - указывают в РЖД. При этом технологические возможности железнодорожного транспорта не выступают "сдерживающим фактором" - при восстановлении объемов перевозчик готов обеспечить их транспортировку.

По мнению аналитиков ЦЦИ, сейчас "лучшие возможности для импорта": в апреле достигнуто "ценовое дно", но в последующем ожидается несущественный рост ставок. Изменение тарифов оказывает влияние и на перераспределение грузопотока с одного вида транспорта на другой. Так, по данным Дмитрия Суховерши, директора направления мультимодальных перевозок FM Logistic, доля перевозок в прямом железнодорожном сообщении увеличилась и превысила 50% в общем объеме контейнерных транспортировок компании из Китая в Россию. С учетом роста тарифов на автоперевозки из Китая в последний месяц часть клиентов предпочли переключить свои отправки с автомобильного транспорта на железнодорожный контейнерный сервис. К тому же сроки прохождения грузов через железнодорожные погранпереходы сократились в среднем на 7-14 дней по сравнению с новогодним периодом - сейчас транзитное время железнодорожных и автомобильных доставок из Китая сопоставимо, говорит он.

В ModernWay наблюдают, наоборот, снижение объема импортных перевозок, вследствие чего обостряется конкуренция на рынке экспедиторских услуг. "В результате уменьшается не только уровень ставок, но и маржи экспедитора", - заключает Ольшанский.

Какие прогнозы

ЦЦИ ожидает, что уже во второй половине апреля ставки на прямые контейнерные поезда из Китая могут перейти к сдержанному росту - на $500 за 40-футовый контейнер. Этому будет способствовать увеличение импортного грузопотока на фоне благоприятного для импортеров курса юаня, стоимости перевозки, а также транзитных сроков доставки контейнеров, полагает Роман Шагалов, старший аналитик ЦЦИ. "Кроме того, китайские фабрики и импортеры будут стараться завершить отгрузки до начала майских праздников в КНР. При этом ускоренные контейнерные поезда - самый дешевый способ доставки контейнеров из Китая на сегодня", - заявляет эксперт. Ставки на мультимодальные же маршруты могут продолжить падение "до достижения паритета" со стоимостью сухопутных маршрутов.

Ольшанский придерживается более прагматичного прогноза: "Существенное увеличение объема импортных грузов и, соответственно, рост ставок будет не раньше второй половины этого года". В Optimalog рассчитывают умеренное снижение или "стабилизацию" ставок в обозримой перспективе. На уровень цен будет оказывать давление сезонный фактор - летом снижается активность в строительном секторе и сегменте товаров народного потребления, избыток логистических мощностей на фоне дисбаланса экспорта и импорта, курс юаня и экономическая ситуация - при росте китайских поставок в России возможно наибольшее повышение спроса и коррекция цен.

"Ключевые риски при этом - ужесточение санкций в виде потенциальных вторичных ограничений для китайских перевозчиков и резкое увеличение спроса на определенные товары - например, электронику перед сезоном распродаж", - заключает Федорова. По ее мнению, импортерам "стоит воспользоваться текущими условиями", но быть готовыми к возможным изменениям цен летом. Основные драйверы спроса - промышленные товары и замещающий импорт, а не традиционный потребительский сектор, считают в Optimalog.

***

8,8% составило снижение контейнерных перевозок из Китая в первом квартале 2025 года по сравнению с прошлогодним показателем, по данным РЖД

***

" Существенное увеличение объема импортных грузов и, соответственно, рост ставок будет не раньше второй половины этого года, прогнозирует гендиректор ModernWay Николай Ольшанский

***

Во второй половине апреля ставки на прямые контейнерные поезда из Китая могут перейти к сдержанному росту - на $500 за 40-футовый контейнер, прогнозируют в Центре ценовых индексов

***

С учетом роста тарифов на автоперевозки из Китая в последний месяц часть клиентов предпочли переключить свои отправки с автомобильного транспорта на железнодорожный контейнерный сервис, отмечает директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерши

***

Как менялись ставки на перевозки

В первой половине 2020 года - во времена минимального спроса на перевозки - ставки на поезда из Китая были в диапазоне $2-3 тыс. за контейнер. В последующем они неоднократно менялись в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния транспортно-логистического рынка: в 2021 году в среднем стоимость доставки грузов из Китая в Россию железнодорожным транспортом доходила до $10 тыс., в 2023 году она составляла примерно $5 тыс., в конце 2024 года - $8-9 тыс., по данным источника РБК на транспортном рынке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ежедневная деловая газета РБК18.04.2025