Объемы перевозок скоропортящейся продукции продолжают расти. Эксперты надеются на сохранение положительной динамики, поскольку рынки зарубежных стран имеют высокую емкость и импортеры заинтересованы в покупке российского скоропорта.
С января по август погрузка продовольственных грузов (без учета зерна) на сети ОАО "РЖД" увеличилась к уровню прошлого года на 6,9% и превысила 16 млн тонн. Скоропорт составляет 3,7 млн тонн, рост к аналогичному периоду прошлого года – на 2,3%.
В общем объеме перевозимых железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов основную долю занимают безалкогольные напитки, пиво, соки – 54% (2 млн тонн), рыба – 13% (0,5 млн тонн) и мясо – 10% (0,4 млн тонн).
СПЕЦИФИКА ГРУЗА
Перевозки скоропортящихся грузов находятся в холдинге на особом контроле в связи со значимостью продовольственной безопасности страны, рассказали "Гудку" в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД". Действующие правила (приказ Минтранса России от 04.03.2019 № 66) устанавливают жесткие ограничения в части условий перевозок железнодорожным транспортом замороженной рыбы, мяса и продукции из них.
Так, эти грузы допускается перевозить только в рефрижераторных вагонах и контейнерах с поддержанием температурного режима, а также в изотермическом подвижном составе. При этом должны выполняться требования технических регламентов, документов по стандартизации на продукцию, обеспечения сохранности и качества груза.
К примеру, температурный режим транспортировки замороженного мяса и рыбы предусматривает температуру не выше -18 градусов. Для перевозки остальных скоропортящихся продуктов грузоотправитель самостоятельно выбирает тип вагона или контейнера, учитывая их специфику.
Так, транспортировка сливочного масла и мороженого требует строгого соблюдения температурного режима на уровне -18 градусов, а для большинства других молочных продуктов при перевозке необходимо поддерживать температуру от +2 до +4 градусов. "Перевозка молочной продукции, требующей поддержания температурного режима, по железной дороге сегодня крайне востребована как при грузоперевозках внутри страны – в отдаленные регионы России, так и на внешние рынки", – рассказал "Гудку" менеджер по GR "Союзмолоко" Роман Чубак.
ЕСТЬ КУДА РАСТИ
В текущем году на внутреннем рынке фиксируется увеличение объемов перевозок скоропортящихся грузов по железной дороге из Центрального (+15,7%), Дальневосточного (+1,4%), Сибирского (+12,4%) и Северо-Западного (+21,2%) федеральных округов. Основные адресаты экспортных отправок – Казахстан (41% от общего объема) и Китай (31%). При этом объемы скоропорта в рефконтейнерах за 8 месяцев 2024 года выросли на 11% – до 60,4 тыс. ДФЭ.
Во внутрироссийском сообщении и перевозке импортной продукции основными регионами назначения стали Москва и Московская область – 19,5 тыс. ДФЭ (33%), а также Дальневосточный регион – 24 тыс. ДФЭ (41%).
В компании "Дальрефтранс" (входит в ТГ FESCO) уточнили, что наибольшую долю внутрироссийских рефконтейнерных перевозок с востока на запад занимает рыба. "В этом году лососевая путина плохая, поэтому основу грузопотока, следующего на запад страны, составляет минтай", – отметил генеральный директор компании "Дальрефтранс" Андрей Гречкин.
В обратном направлении "Дальрефтранс" отправляет мясо, прежде всего экспортное, которое везут в Азию как через порт Владивосток, так и через сухопутные погранпереходы.
В основном экспортируется курятина в Китай. "КНР – самый большой пункт назначения для экспортных потоков в рефрижераторных контейнерах", – рассказывает президент Ассоциации организаций продуктового сектора Михаил Синев. Доля отправок в рефконтейнерах в Китай составляет 90% от всех экспортных грузов, требующих сохранения температурного режима. По данным ОАО "РЖД", за 8 месяцев текущего года в указанном направлении экспортировано 7 тыс. ДФЭ, преимущественно с мясной (6 тыс. ДФЭ) и рыбной (0,9 тыс. ДФЭ) продукцией.
"После снятия властями КНР ограничений на поставку российской свинины мы возлагаем большие надежды на то, что в Китай будет поставляться больше этого вида мяса в рефконтейнерах", – уточняет Андрей Гречкин.
В настоящее время часть российских мясоперерабатывающих компаний, специализирующихся на производстве свинины, уже получила аккредитацию в госорганах КНР на экспорт продукции, но большинство производителей пока еще в процессе получения разрешений.
По мнению Михаила Синева, большой потенциал у перевозок напитков, пива и соков. Китайские торговые компании каждый год наращивают импорт пива, его везут преимущественно в вагонах-термосах и в универсальных контейнерах. В зимний период есть потенциал роста у рефконтейнеров, чтобы российская продукция была представлена максимально качественной, без подморозки и рисков.
"Сегодня тарифная составляющая для скоропортящихся грузов отличается в разы, в зависимости от того, перевозятся они в рефрижераторных или универсальных контейнерах. Чтобы вернуть грузы в рефрижераторный, специализированный тип контейнеров, необходима совместная работа с РЖД по выработке тарифных коридоров", – добавил Михаил Синев.
Перспективным направлением развития перевозки грузов, требующих сохранения температурного режима, помимо КНР, являются страны Средней Азии.
"Необходимы коммуникация с администрациями сопредельных железных дорог и создание тарифных коридоров в этом направлении, которое сегодня обслуживается в основном автотранспортом. Регион потребляет значительные объемы и птицы, и мяса, он способен дать встречный поток фруктов и овощей. Оба потока могут быть закольцованы при создании логистического коридора", – объясняет эксперт.
СДВИГ НА СЕВЕР
Операторы утверждают, что лимитирующие возможности Восточного полигона остаются основным фактором, влияющим на изменение логистики рефконтейнерных перевозок. Операторы рефконтейнеров, как и другого вида подвижного состава, сталкиваются со сложностями при отправках с запада на восток: сокращено количество заказ-нарядов, ужесточились требования к согласованию заявок ГУ-12.
В связи с этим участники перевозок находятся в поисках альтернативных логистических решений и маршрутов. В настоящее время идет переключение экспортных отправок режимных грузов с Дальнего Востока на морские сервисы из порта Санкт-Петербург в страны Азии через Суэцкий канал. Также клиенты активно интересуются перевозками через порт Новороссийск.
"Эти тренды к концу года становятся все более заметными, несмотря на то что экспортные перевозки через Владивосток в Азию при отсутствии ограничений очевидно быстрее", – утверждает Андрей Гречкин.
Долгая доставка вагонов под погрузку и замедление их оборачиваемости зачастую приводят к оттоку клиентов от железнодорожных к автотранспортным компаниям. "При этом грузоотправители подтверждают, что автотранспортные перевозки сегодня дороже", – отмечает генеральный директор ООО "ТР" (занимается перевозками в изотермических вагонах и вагонах-термосах) Вадим Рубин.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
08.10.2024 |