29-01-20 / 2020
Новости отрасли
Холдинг выбирает проекты

Андрей Старков, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – Андрей Краснославович, какой доход получили дочерние компании ОАО "РЖД" по итогам прошлого года?

– Это был чрезвычайно удачный год. Никогда дочерние компании РЖД не получали такого количества дохода, такого количества чистой прибыли. Их выручка по итогам года составила почти 1,35 трлн руб., чистая прибыль – 98,5 млрд руб. Да, понятно, что это значительный вклад "ТрансКонтейнера", но совершенно очевидно, что и другие компании холдинга работали тоже очень успешно.

Доходы головной компании "РЖД" от управления недвижимыми активами составили более 14 млрд руб. Дочерние компании получили доход от недвижимого имущества в размере 5 млрд руб. Историческим оказался объем выплаченных дочерними обществами в 2019 году дивидендов – 28,9 млрд руб.

Мы планируем достаточно хорошие показатели и по текущему году. Плановый объем дивидендов в 2020 году составит чуть менее 18 млрд руб.

Продажа "ТрансКонтейнера", конечно, тоже превзошла наши ожидания.

По предварительной консолидированной финансовой отчетности компании мы получили чистую прибыль от этой сделки в размере 42,5 млрд руб.

– Есть ли у РЖД планы покупки каких-то активов в России и за рубежом?Если да, то в какой сфере?

– Если коротко, то да. Мы оцениваем собственную ресурсную базу, исходя из задач нашей долгосрочной программы развития (Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД" до 2025 года. – Ред.). Для нас приоритет – это грузовая логистика, инжиниринг, строительство. Возможно, перевозки, в том числе пассажирские. Это подразумевает и Россию в первую очередь, и зарубежное строительство.

Мы активно ведем экспорт наших технологий за рубеж в части управления, в том числе системами железнодорожного транспорта, поэтому для нас это приоритетное направление. Сейчас принято решение по созданию специального отдельного подразделения, которое будет заниматься сделками M&A (сделки по слиянию и поглощению. – Ред.), и мы будем для себя рассматривать те потенциальные проекты, которые помогли бы нам достигнуть целей, обозначенных в нашей долгосрочной программе развития.

Нас интересует все, что касается в первую очередь колеи 1520 мм там, где мы можем расширить нашу цепочку и сделать ее более маржинальной. При этом мы подходим к этим вопросам крайне аккуратно и избирательно. Мы хотим заниматься проектами с приемлемым для нас уровнем риска, который обеспечит оптимальный формат доходности.

Также мы готовы рассматривать совместные предприятия или альянсы с разной степенью корпоративного формата как с российскими, так и с зарубежными компаниями.

– Планирует ли холдинг продажу части пакета акций международного логистического оператора Gefco?

– Мы продолжим искать окна для продажи нашего пакета. Может быть, мы попросим у нашего акционера дать нам большую свободу действий в части выбора способа реализации. Да, мы выходили на IPO, но у нас была цель сократить наш пакет ниже 50%, но сохранить более 40%. По французскому законодательству, владея пакетом в 40 и более процентов, мы имеем возможность сохранить большинство своих представителей в совете директоров общества.

Пока мы говорим именно об этих рамках, но способ продажи, возможно, будет уточнен.

Если появится какая-то интересная история, связанная с синдикатом или с прямой сделкой, то, наверное, тоже есть смысл рассматривать. В том числе возможно привлечение стратега, который может добавить возможностей для развития компании на новых для нее рынках. Китай, страны Персидского залива – это те рынки, которые чрезвычайно интересны с точки зрения компетенций, которые есть у Gefco, но там компания присутствует пока достаточно ограниченно. РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций. – Ред.) может стать финансовым партнером в этой сделке.

Мы активно работаем в этом направлении.

РЖД не отказываются пока и от идеи IPO как от основного инструмента, но надо смотреть на конъюнктуру, и пока она довольно сложная.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.01.2020