10-04-14 / 2014
Новости отрасли
Хочешь быстрее – информируй предварительно

С 1 октября 2014 года на железнодорожном транспорте вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Пока ФТС России готовится к нововведению, участники ВЭД надеются, что взаимодействие с ведомством станет легче, а пересечение границы грузовыми поездами - быстрее.

Предварительное информирование на железной дороге можно воспринимать как новинку, но по сути это технология, уже опробованная автоперевозчиками. Конечно, железнодорожный транспорт имеет ряд особенностей. Например, состав может везти большое количество контейнеров с грузами, принадлежащими разным компаниям, а перевозчик - не владеть всей информацией о перевозимых товарах. В результате ошибки или нарушения правил владельцем одного контейнера целый поезд может быть задержан на границе. Для исключения таких ситуаций было принято решение проводить предварительное информирование в два этапа. На первом уполномоченные экономические операторы, лица, имеющие право распоряжения или владения товарами, которые перевозятся, таможенные представители или экспедиторы должны предоставить предварительную информацию перевозчику, который будет перемещать груз через границу, не позднее чем за 4 часа до прибытия. На втором этапе перевозчик обязан предоставить предварительные сведения о грузе в таможенные органы уже за 2 часа до прибытия.

В ФТС подготовка к нововведению началась еще в прошлом году - ведомство совместно с ОАО "РЖД" начало реализацию пилотного проекта по сокращению сроков таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств. Проект был разработан во исполнение пунктов 24 и 25 плана мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением правительства РФ от 29.06.2012 г. № 1125-р (с изменениями, внесенными распоряжением правительства РФ от 26.09.2013 г. № 1721-р) - так называемой дорожной карты. Перечень его участников расширяется и по сей день.

Итак, предоставление перевозчиком предварительной информации о грузе должно существенно сократить время обработки документов и, соответственно, время простоя поездов на передаточных станциях. Это важно, так как сегодня на осуществление таможенного контроля в отношении товаров, прибывающих в составе одного поезда, например, из Финляндии, в среднем необходимо не менее 3 часов. По данным Выборгской таможни, использование предварительной информации позволит сократить это время до 1 часа. "В настоящее время проводится активная разъяснительная работа как с участниками ВЭД России и Финляндии, так и с руководством таможенных органов сопредельного государства по реализации положений решения коллегии ЕврАзЭК", - заявляет начальник таможенного поста ЖДПП Бусловская Вадим Юрицин.

Конечно, транспортникам к новым технологиям готовиться надо, но эффект от введения предварительного информирования на железнодорожном транспорте зависит и от усилий таможни, в частности технологий, которые ведомство разработает и будет применять на практике, считает директор по логистике компании "Стора Энсо. Лесной сектор России" Алексей Алексеев. Пропускная способность погранпереходов сейчас ограниченна, в том числе и из-за того, что на таможенную обработку составов требуется определенное количество времени. Например, через Светогорск за сутки проходит всего лишь 6 пар поездов.

Технологии электронного взаимодействия позволяют РЖД и VR заранее обмениваться данными о прибывающих грузах, содержащимися в накладной, уже сейчас. "К 1 октября 2014 года ОАО "РЖД" должно полностью обеспечить сбор предварительной информации согласно требованиям таможенного законодательства, - поясняет начальник отдела экспедирования ООО "Нурминен Лоджистикс" Марина Боброва. - В частности, при кодировке груза в накладной будет использоваться гармонизационная система, которая призвана обеспечить соответствие с Международной стандартной торговой классификацией".

На эффективность предварительного информирования будет влиять и объем грузопотока, идущего через погранпереход. "Чем он больше, тем менее эффективным будет предоставление предварительной информации, - уточняет директор Corum Source (Corum Group, Украина) Виктор Козлов. - Поэтому многое зависит от готовности таможенных пунктов к переработке полученного массива информации, скорости рассмотрения документов и проведения других необходимых процедур". Руководитель отдела логистики группы компаний "Аривист" Елена Николаева полагает, что для дисциплинированных участников ВЭД и таможенных представителей введение предварительного информирования даст положительный эффект. "Лишь для компаний, привыкших откладывать все на последний момент, нововведение может стать проблемой, - добавляет она. - Предварительное информирование означает, что нужно заранее готовить все необходимые документы, а многие компании все делают в последний момент".

Однако если посмотреть на вопрос шире, то можно прийти к интересным выводам. Так, генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс считает, что оптимизация таможенных процедур должна проводиться в комплексе. "Вместе с предварительным информированием на железнодорожном транспорте нужно и очень важно осуществлять все таможенные формальности параллельно с бизнес-процессами, - поясняет он. - Например, таможенное оформление поездов, особенно контейнерных, можно проводить, пока поезд идет, допустим, до Москвы, не тратя время на границе".

Возникающие во время проверки вопросы можно разрешить в точке прибытия поезда, то есть на таможне назначения. "ОАО "РЖД" фактически является единоличным гарантом-поручителем на железнодорожном транспорте, и в обход РЖД совершить таможенные операции невозможно. К тому же поезд легко контролировать - он никуда не денется с путей.

Как видно, опасения участников ВЭД, связанные с введением предварительного информирования на железнодорожном транспорте, если и существуют, то только в отношении оперативности работы таможенных органов и их способности справиться с новинкой. Оправдаются они ли нет - покажет практика. Однако несомненным остается утверждение о том, что правильно организованные таможенные технологии убирают барьеры для участников ВЭД. Вот почему к оптимизации своей деятельности сейчас стремятся таможни практически всех стран. И для нас это верный способ не только сделать железнодорожный транспорт конкурентным по отношению к автомобильному, но и способствовать росту экономики государства в целом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.04.2014