27-07-15 / 2015
Новости отрасли
Хлебом единым

ПЕРЕВОЗКИ ЗЕРНА

ПЕРЕВОЗКИ ЗЕРНА ВЫРОСЛИ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА

На фоне падения погрузки почти по всей номенклатуре грузов РЖД зерно стабильно прибавляет объемы. Так, в январе-июне 2015 года погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 15% к аналогичному периоду прошлого года - до 7,8 млн тонн. По мнению экспертов, хороший урожай текущим летом обеспечит еще больший прирост погрузку на железной дороге и увеличит загрузку морских терминалов на юге страны.

Стоит отметить, что экспортные отгрузки в нынешнем году растут быстрее внутренних, что связано с ростом курса доллара. Введенная правительством пошлина на экспорт зерна немного охладила аппетиты зернотрейдеров и сбила рост цен на внутреннем рынке, однако радикальным образом не смогла снизить доходность экспортеров.

Прогнозы на урожай

Природа в нынешнем году благоволит аграриям. Почти на всей территории России с марта по июнь наблюдалась жаркая погода с обильными дождями. Правда, к концу июня неблагоприятные условия сложились в центральной полосе России и Поволжье. Но кубанские земли, где в июне уже приступили к сбору зерновых, не пострадали. Там прогнозируется рост урожая по сравнению с 2014 годом.

По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего АПК, урожай зерна в сезоне 2015/2016 года составит до 100 млн тонн, экспорт - 25-27 млн тонн. Это первый официальный прогноз 2015 года. Напомним, что в прошлом году Россия собрала 105,3 млн тонн зерна, а переходящие запасы на начало сезона 2014/2015 года составили 14,5 млн тонн.

Как рассказал "Транспорту" заместитель директора департамента стратегического маркетинга по аграрным рынкам и тарифной политике "Русагротранса" (РАТ) Игорь Павенский, валовый сбор зерна в 2015 году может составить 98-100 млн тонн, при этом 57,3 млн тонн придется на пшеницу, которую больше всего вывозят из России.

Экспорт ставит рекорды

Россия в прошлом сельскохозяйственном году (с 1 июля 2014-го по 10 июня 2015 года) продала на внешних рынках примерно 30 млн тонн зерна, что на четверть больше, чем за аналогичный период предыдущего сельхозгода, - 25 млн тонн. Свыше 22 млн тонн из вывезенных объемов составила пшеница. Это абсолютный максимум последних десятилетий, связанный с высоким курсом доллара и чрезвычайной выгодностью экспорта.

Для сдерживания оттока зерна из страны 1 февраля 2015 года правительство ввело пошлину в размере 15% таможенной стоимости плюс €7,5, но не менее €35 за тонну. После этого вывоз пшеницы упал на 60% к АППГ. Однако 15 мая запретительный механизм был отменен и объемы вновь начали прибавлять. По данным Минсельхоза, экспорт пшеницы из России за период после отмены февральской пошлины ускорился в 3,4 раза против динамики экспорта во время действия этой ставки.

Впрочем, зернотрейдеры недолго радовались. С 1 июля в России введено новое экономическое ограничение. На этот раз размер пошлины составит 50% контрактной стоимости тонны зерна в пересчете на рубли минус 5,5 тыс. рублей за тонну, но не менее 50 рублей за тонну. Новый порядок исчисления пошлины номинирован в рублях для защиты от валютных колебаний.

По прогнозам РАТ, экспорт зерна (с учетом муки и бобовых) из России в этом сельхозгоду может составить 31,9 млн тонн. При этом поставки пшеницы достигнут 22,3 млн тонн, ячменя - 5,3 млн тонн, кукурузы - 3 млн тонн. По мнению Павенского, в июне объемы вывоза могут достичь 1,6 млн тонн, в том числе пшеницы - около 1,1 млн тонн, ячменя - 150 тыс. тонн, кукурузы - 300 тыс. тонн.

Как отмечают в аналитическом центре РАТ, российская пшеница в последние месяцы значительно подешевела на мировом рынке, соответственно спрос на нее находится на высоком уровне. К примеру, на торгах в Ираке минимальная цена российского зерна на $35-36,5 ниже ценовых предложений из других стран, в частности, из Канады и Австралии. Россия фактически демпингует, пользуясь слабым рублем и низкой себестоимостью выращивания зерна, если считать в валюте.

В то же время для самих россиян зерно постоянно дорожает, так как трейдеры стараются подогнать внутреннюю цену к экспортной. Возможно, биржевые инструменты торговли, которые планируется запустить в России, позволят установить более справедливую цену.

Биржевые перспективы

В скором времени в стране появится классическая зерновая биржа, на которой будут заключаться контракты с твердыми условиями поставки. Торговой площадкой станет Национальная товарная биржа (НТБ, входит в группу Московской биржи), через которую сейчас проводится закупка зерна в государственный интервенционный фонд. Меморандум об организации торгов 16 июня подписали Российский зерновой союз (РЗС), НТБ, "Объединенная зерновая компания" (ОЗК) и "Русагротранс".

Согласно документу, продавец и покупатель зерна на бирже будут определять направление и способ его транспортировки. При этом производитель может хранить зерно до отгрузки в адрес покупателя либо на элеваторах ОЗК, либо на собственных мощностях. Напомним, что ОЗК владеет 12 элеваторами и 14 зерновыми комплексами общей мощностью 2,6 млн тонн.

Транспортировать законтрактованное зерно сможет только аккредитованная для этого компания. По словам первого заместителя гендиректора РАТ Олега Рогачева, в схеме работы зерновой биржи это будет некая единственная национальная логистическая компания. Транспортный агент должен будет забрать зерно у продавца, оформить все необходимые грузовые документы и в соответствии с утвержденными сроками обеспечить доставку зерна до покупателя. Такие отгрузки должны начаться уже до конца 2015/2016 сельскохозяйственного года.

По мнению Рогачева, главное отличие биржевых перевозок зерна от обычных будет заключаться в использовании пакета сервис-услуг, связанных с обеспечением контракта, то есть перевозки будут страховаться с привлечением сюрвейеров для оценки качества зерна, страховых компаний для хеджирования рисков, связанных с варьированием качества и количества. "Также для продавца и покупателя будет обеспечено финансовое плечо до момента исполнения контракта. Последнее является существенным "плюсом", поскольку в сегодняшнем очень жестком спотовом рынке присутствует значительный элемент недоверия и риска, практически снимаемый предлагаемым механизмом", - говорит Рогачев.

По словам представителя РАТ, биржевая торговля зерном позволит оценить перспективу заключенных сделок в горизонте как минимум нескольких месяцев и оптимизировать логистику в части порожних рейсов. "Когда мы будем иметь понятные объемы совершенных сделок, анализируя порожний парк, мы сможем сократить издержки, связанные с его передислокацией. К тому же, напомню, "Русагротранс", изначально создававшийся как крупнейший оператор, всегда выступал за прозрачность тарифообразования, прозрачность совершения сделок. Поэтому данный проект для нас является публичным, и мы видим в нем большую перспективу", - говорит он.

Зерновозов достаточно

Отметим, что РАТ в настоящее время лидирует на рынке перевозок зерна в России, имея парк 25 тыс. вагонов (о планах по формированию парка см. "Новый лидер" в "Транспорте" № 12, 2008 г.). Проблема компании заключается в том, что существенная часть погрузочного ресурса уже устарела. Так, около 3 тыс. вагонов требуют списания уже в текущем году. Вместе с тем выбытие старого парка происходит быстрее закупки новой техники. В частности, в январе-мае 2015 года было списано 2,4 тыс. зерновозов, а приобретено всего 257 единиц. В целом за прошедший год парк зерновозов в компании сократился на 5 тыс. - с 30,8 до 25,7 тыс. единиц.

Вторую строчку в рейтинге зерновых железнодорожных операторов занимает "дочка" группы "Содружество" - компания "Балтсервис", имеющая в управлении 4,3 тыс. зерновозов 2009-2011 года выпуска. Здесь проблемы ветхого парка нет, соответственно отсутствуют причины для спада объемов перевозок и отказов клиентам.

На третьем месте компания "Технотранс", управляющая парком 3 тыс. вагонов. В ближайшие полтора года она обзаведется еще 500 новыми хопперами-зерновозами. Соответствующее соглашение было в июне подписано между "Технотрансом" и "Объединенной вагонной компанией" (ОВК).

В настоящее время три вышеперечисленные компании занимают около 80% рынка зерновых грузоперевозок в России, при этом доля РАТ составляет примерно 66%. В случае если лидеру не удастся остановить сокращение парка, то вполне возможно, что его доля будет корректироваться.

Текущие перспективы

По прогнозу РАТ, железнодорожные перевозки зерна в сезоне 2014/2015 года вырастут на 6% - с 18,2 до 19,3 млн тонн, при этом экспорт увеличится в 1,4 раза - с 8,1 до 11,2 млн тонн. Внутрироссийские железнодорожные перевозки вырастут с 6,9 до 7,2 млн тонн. В то же время импорт и транзит снизятся из-за сокращения валового сбора и проблем с качеством зерна в Казахстане. В частности, импорт снизится с 1,2 до 0,3 млн тонн, транзит - с 1,9 до 0,6 млн тонн.

Как утверждает Павенский, экспорт мог бы достигнуть рекордного уровня, но из-за ведения пошлины первоначальный прогноз по объему экспортных железнодорожных перевозок был скорректирован вниз. Так, в июле-апреле 2014-2015 годов объемы вывоза достигли рекордного значения 10,3 млн тонн, что в 1,4 раза выше уровня прошлого года, однако в мае-июне они пошли на спад.

По данным РАТ, более 48% всего железнодорожного экспорта в текущем сельхозгоду пришло с юга (по СКЖД) - почти 5 млн тонн, что превышает прошлогодние объемы на 29%. Доля регионов Черноземья составила 31,8%, или 3,3 млн тонн. Прирост погрузки по сравнению с прошлым годом на юго-востоке страны составил 70%. Доля регионов Поволжья - 15%, или 1,5 млн тонн, что в 2 раза выше уровня прошлого сельхозгода.

В отличие от железной дороги морские терминалы в текущем году столкнулись с падением объемов перевалки зерна.

В январе-мае 2015-го российские стивидоры перегрузили 7,6 млн тонн зерна, что на 11,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года

По прогнозу РАТ, железнодорожные перевозки зерна в сезоне 2014/2015 года вырастут на 6% - с 18,2 до 19,3 млн тонн

Порты без зерна

В январе-мае 2015-го российские стивидоры перегрузили 7,6 млн тонн зерна, что на 11,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Основная причина - действие с февраля по середину мая уже упоминавшейся пошлины. Портовая статистика ярко об этом свидетельствует. Так, если в январе через Новороссийск было отправлено 824 тыс. тонн, то в феврале - всего 483 тыс., в марте - 249 тыс., а в апреле - 208 тыс. тонн зерна. Через малые порты Азово-Черноморского бассейна было вывезено в январе - 570 тыс. тонн, в феврале - 106 тыс., в марте - 154 тыс., в апреле - 155 тыс. тонн. Через порты Балтики в январе перевалено 323 тыс. тонн зерна, в феврале - 0, в марте - 53 тыс., в апреле - 38 тыс. тонн. Через гавани Каспия: в январе - 114 тыс. тонн, в феврале - 52 тыс., в марте - 76 тыс., в апреле - 59 тыс. тонн.

Как отмечают аналитики РАТ, особенностью текущего сельхозгода является снижение доли малых портов в общем объеме экспорта зерна - с 43,3 до 38,7%. В основном это связано с проблемами в рейдовой перевалке, резко возросшими автотарифами и ужесточением требований к автоперевозкам. Дело в том, что небольшие партии зерна, отправляемые через мелкие южные терминалы, прибывают туда автотранспортом в отличие от крупных терминалов, работающих с железной дорогой. В случае повышения стоимости автоперевозок мелкие порты теряют клиентов, что и случилось в текущем сельхозгоду.

Традиционно в России больше всего зерна грузится в Новороссийске. К примеру, в сезоне 2013/2014 года через него было экспортировано 35% всего отправляемого через порты зерна - 8,3 из 23,9 млн тонн. Еще 1,6 млн тонн было перегружено в Туапсе, 2,2 млн - в Тамани. В то же время почти половина экспорта - 11 млн тонн - была вывезена через мелководные порты Азово-Черноморского бассейна.

Отметим, что в текущем году порты Каспия ждут прибавления зерновых грузов. Дело в том, что Иран планирует увеличить импорт российского зерна в этом году почти в 2 раза - с 0,7 до 1,3 млн тонн. Для его транспортировки летом были открыты новые морские линии, связывающие иранские порты Энзели, Ношахр и Амирабад с Актау (Казахстан) и Астраханью (Россия).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт27.07.2015