20-06-18 / 2018
Новости отрасли
Хлебный год

Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн 51,7 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше половины 7,8 млн тонн погружено на экспорт, при этом объемы вывоза увеличились на 85. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Как уже писал "Гудок", одним из драйверов увеличения экспортных объемов зерна стало применение с 1 октября прошлого года льготных тарифов (–10,3%) на перевозку в адрес российских портов. Действие скидки распространилось на перевозки со станций Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской и Омской областей. Под действие скидки подпали пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, гречиха, бобы, горох, фасоль и другие зерновые грузы (ЕТСНГ 011-018). В результате по итогам 2017 года РЖД нарастили долю присутствия на российском рынке перевозок зерна с 30% до 36%.

Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Андрей Старков отметил увеличение спроса на российское зерно со стороны стран-импортеров – Египта, Турции, Ирана.

"Отдельно хотел бы отметить Индонезию и Вьетнам. Еще один фактор – засуха в США (стране, занимающей лидирующие позиции по экспорту пшеницы в мире) привела к расширению географии сбыта российского зерна. Также свою роль сыграли тарифные преференции на экспортные перевозки ("Гудок" писал об этом в марте. – Ред.). Субсидии из госбюджета позволили организовать отправку грузов 93 грузоотправителей в 13 регионах РФ. С 20 декабря 2017 года по настоящее время согласованы перевозки более 1 млн тонн, из которых уже отправлено 885 тыс. тонн зерновых грузов", – отметил Андрей Старков.

Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением (ЦД) Павел Иванов в свою очередь сообщил, что по итогам 2018 года ожидается серьезное снижение урожая (110–111 млн тонн против 130 млн тонн годом ранее), но, несмотря на это, прогнозы на погрузку и грузооборот вполне благоприятные.

"В текущем году уже перевезено более 12 млн тонн, динамика по итогам мая составляет +189% к аналогичному периоду прошлого года. По году также ожидаем хороших результатов. В основном растут экспортные перевозки. Свою роль в росте погрузки сыграло и применение скидок к тарифу. За два года совет директоров принял порядка 80 решений по предоставлению дисконта грузоотправителям, и в каждом конкретном случае решение позволяло привлечь дополнительные объемы грузов на железную дорогу, что, в свою очередь, компенсировало потери от применения скидки", – подчеркнул Павел Иванов.

Кроме того, РЖД удалось заключить контракты с новыми клиентами на оказание погрузочно-разгрузочных работ. В настоящий момент прорабатывается вопрос о сотрудничестве с одним из крупных игроков на рынке зерна – Объединенной зерновой компанией (ОЗК). С новыми клиентами рассматриваются различные формы сотрудничества – выполнение погрузочно-разгрузочных работ, сдача в аренду имущества – грузовых дворов, установка мини-элеваторов, услуги контейнеризации зерновых культур.

"В качестве примера можно привести проект строительства мини-элеватора на Приволжской железной дороге. В данной ситуации удалось найти баланс интересов сельхозпроизводителей, администрации Саратовской области, а также компании-оператора, которая готова представить погрузочные ресурсы (Группа компаний "Рустранском"). В настоящее время прорабатываются вопросы финансирования с Россельхозбанком – он должен предоставить кредит, который будет в определенной степени субсидироваться администрацией региона для строительства этого мини-элеватора. Причем практика показала, что проблема не в отсутствии элеваторов как таковых, а в их отсутствии в наиболее удобных локациях, в том числе для мелких и средних грузоотправителей", – подчеркнул Андрей Старков.

Основной проблемой при организации перевозок зерновых грузов по сети РЖД он называет устаревающий парк подвижного состава – при сроке службы таких вагонов в 30 лет 45% парка находится в "пенсионном возрасте" – от 20 до 30 лет. Впрочем, в ближайшее время эту проблему удастся снять с повестки. "Сейчас парк зерновозов на сети РЖД насчитывает примерно 34 тыс. единиц. В 2019–2020 годах планируется выбытие по истечению сроков эксплуатации порядка 10 тыс. вагонов. Однако предполагаемые темпы производства будут обгонять темпы списания. По нашей информации, к концу 2020 года парк зерновозов должен составить порядка 42 тыс. вагонов. Для баланса к этому времени понадобится 36–38 тыс. вагонов, но заявленный парк будет нужен для обеспечения перевозок в условиях дальнейшего роста погрузки", – подчеркнул Павел Иванов.

Член совета директоров АО "Русагротранс" Олег Рогачев подтвердил, что в компании проводится планомерная замена старого парка на новый.

"В 2019–2020 годах мы продолжим закупки. Но надо понимать, что новые вагоны – это не панацея, важна технология работы вагонов. В настоящее время количество парка сбалансировано с предъявляемыми объемами перевозки, имеется даже небольшой профицит. Прошлый год был рекордным с точки зрения урожая, однако парка нам все равно хватило. У нас существует программа обновления парка до 2020 года", – резюмировал Олег Рогачев.

В пиковые периоды некоторые операторы железнодорожного подвижного состава (к примеру, ГК "Евросиб") перевозили зерновые в контейнерах, однако проблема заключается не в малом количестве зерновозов, а в их медленном обороте. Ранее президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отмечал замедление оборота зерновоза до 21 суток.

Еще одно возможное ограничение может подкараулить груз непосредственно на терминалах – по итогам прошлого года российские порты перевалили на экспорт 42,6 млн тонн зерна (+29,5% к уровню 2016 года). Но стоит отметить, что бизнес-структуры реализуют масштабные инфраструктурные проекты, которые позволят расширить возможности перевалки зерна на экспорт. "ГК "Новотранс" планирует строительство крупного терминала в порту Усть-Луга (проект Lugaport, "Гудок" писал об этом в феврале. – Ред.), где предполагается единовременное хранение 300 тыс. тонн зерна, а это означает примерно 5–6 млн тонн перевалки в год", – подчеркнул Андрей Старков.

В "Обзоре железнодорожного рынка" ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" (ОВК) отмечается, что в мае торговый дом "Риф" заключил соглашение о сотрудничестве с Объединенной зерновой компанией (ОЗК), согласно которому планируется строительство специализированного зернового терминала производительностью до 12,5 млн тонн. По словам Павла Иванова, как только будут введены в эксплуатацию новые мощности в Усть-Луге и Новороссийске, туда будут перенаправлены грузопотоки, следующие сейчас в порты Прибалтики.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.06.2018