03-04-18 / 2018
Новости отрасли
Хлебная ниша

В ближайшие два года на рынке железнодорожных перевозок зерна может появиться новый крупный игрок. FESCO планирует закупить и арендовать до 2 тыс. зерновозов.

Группа FESCO намерена увеличить парк зерновозов на треть. Как рассказал СМИ президент Группы FESCO Александр Исурин, сейчас у группы есть порядка 3,7 тыс. зерновозов, которые управляются компанией "Транс-Грейн". Она вошла в состав группы в конце прошлого года.

"Однако потребности группы к концу 2019 года оцениваются в 6 тыс. единиц, – говорит Александр Исурин. – Речь не идет о покупке вагонных операторов, поскольку рынок достаточно консолидирован и активов для покупки просто физически нет. Мы говорим о том, что под нашу грузовую базу будем планировать строительство подвижного состава. Хотя бы потому, что и бывшего в употреблении подвижного состава в продаже просто нет".

Как считает руководитель компании, у группы есть возможности создать одного из крупнейших игроков рынка и уверенно себя чувствовать в этой нише.

На декабрь 2017 года на сети ОАО "РЖД" работало около 41 тыс. зерновозов. Однако доля старого парка в этом сегменте подвижного состава велика. Средний возраст вагонов почти 18 лет, при этом половина парка старше 16 лет. Как полагают аналитики Института проблем естественных монополий, в ближайшие годы ожидается массовое списание. Однако ведущие производители полувагонов вполне могут переключиться на производство специализированного парка.

Конкурентами FESCO станет "Русагротранс" с парком порядка 14 тыс. вагонов.

При этом, как сообщил "Гудку" представитель крупного зернового оператора, сейчас подвижного состава на сети достаточно и даже наблюдается определенный профицит. Не хватает его в период пиковых нагрузок. Появление нового игрока на рынке воспринимается нормально.

"Однако на данный момент сложность заключается в недостаточном развитии инфраструктуры, – отмечает собеседник. – На Дальнем Востоке перевозки незначительны из-за отсутствия терминалов, а Новороссийский порт не может принять дополнительные составы, пока там идет реконструкция зернового терминала и строительство новой пристани. Загружены пути и на подходах к основным портам".

Поэтому представитель зернового оператора полагает, что FESCO может возить казахстанское зерно на экспорт в Китай. Как ранее писал "Гудок", в этой республике наблюдается острый дефицит специализированного подвижного состава на фоне резкого роста урожая.

"Сейчас новый зерновоз стоит дорого – порядка 4 млн руб., окупается он в среднем за 12 лет, – замечает генеральный директор ООО "Технотранс" Виктор Чуйкин. – В принципе, это вполне приемлемый средний уровень окупаемости для железнодорожного подвижного состава".

Как полагает Виктор Чуйкин (его компания оперирует более чем 3 тыс. зерновозов), на рынке сейчас действительно есть место для еще одного крупного оператора, поскольку объемов зерна много, урожаи и экспорт растут. Нет проблем и с покупкой нового подвижного состава, если есть деньги.

Руководитель пресс-службы FESCO Мария Кобзева замечает, что компания будет приобретать новый подвижной состав под свою грузовую базу, поскольку нужно перевозить зерно, а вопрос развития железнодорожной инфраструктуры находится в компетенции ОАО "РЖД".

Ранее директор ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило говорил "Гудку", что одним из приоритетов для центра является повышение универсальности вагонов, в частности связанное с перевозками зерна.

"На сегодняшний день перевозки зерна осуществляются не только в зерновозах, но и в крытых вагонах, в контейнерах, а теперь и в полувагонах. Мы создаем условия, чтобы один и тот же род груза можно было перевозить в разных типах подвижного состава", – подчеркнул топ-менеджер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.04.2018