05-03-18 / 2018
Новости отрасли
Хлеб поедет за рубеж

Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию РФ предложил продлить механизм субсидирования железнодорожных перевозок зерна на экспорт из удаленных от портов и погранпереходов регионов. Мера должна позволить увеличить производство зерновых в этих областях.

"Понятно, что у высокого урожая есть и обратная сторона. Цены снизились, возникли проблемы с хранением и транспортировкой, – отметил в своем выступлении 1 марта перед Федеральным собранием президент Владимир Путин. – Чтобы поддержать наших производителей, до 1 июля 2018 года предусмотрены льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге".

Нужно обязательно проработать продление этой меры на следующие зерновые сезоны, указал президент. Также, по его мнению, нужно предусмотреть дополнительные закупки в регионах Урала и Сибири, удаленных от портов.

В декабре 2017 года правительство определило список из 13 регионов, цены закупки и объем квот, которые можно перевезти из этих субъектов на экспорт железнодорожным транспортом при государственной поддержке.

Общий объем вывоза составит 3,18 млн тонн, на субсидии выделено более 2 млрд руб. Как сообщает сайт Минсельхоза, на 26 февраля уже одобрены заявки на экспорт 756 тыс. тонн (24% от лимитов). В деньгах это составляет 701,5 млн руб. Наибольшую активность проявляют в Омской и Новосибирской областях. Там лимиты уже закончились, и стоит вопрос о выделении им дополнительных квот за счет других субъектов. На вопрос об объеме реальных перевозок в пресс-службе Минсельхоза не ответили.

В ОАО "РЖД" говорят о пока низкой активности именно физических перевозок зерна, хотя компания заинтересована в их увеличении.

"За два месяца этого года мы за счет правительственных субсидий пока перевезли зерна всего на 200 млн руб., – отметили в компании. – Но мы готовы перевезти весь объем, который определен в решении правительства".

РЖД стали применять для перевозки зерна технологию "зерновых экспрессов", которая предполагает следование состава по графику, причем в каждом маршруте перевозится только определенный класс зерна. По данным аналитического агентства "Совэкон", в начале марта 2018 года экспортная цена тонны российской пшеницы поднялась до $214 за тонну, что составляет максимум с 2014 года. Последнее время цена растет каждую неделю на один-два доллара за тонну. Скорее всего, экспортеры выжидают еще более выгодной ценовой конъюнктуры.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что заявочная кампания идет по плану и решение правительства о субсидировании железнодорожных перевозок уже возымело видимый эффект: цены на зерно, которые начали обваливаться в конце прошлого года из-за большого урожая, стабилизировались и даже стали расти. По сравнению с сентябрем 2017 года в Западной Сибири цена тонны пшеницы увеличилась на 5–7%. Это поддерживает сельхозпроизводителей. Если бы господдержки не было, то аграрии не стали бы рисковать, засевая большие площади.

"Нам действительно необходимо создать долгосрочный механизм, позволяющий поддерживать определенный уровень рентабельности производства зерна в тех регионах, которые находятся далеко от экспортных рынков, – убежден Аркадий Злочевский. – К примеру, без субсидирования в Западной Сибири это сделать невозможно: транспортное плечо из этих регионов и на восток, и на запад составляет порядка 5 тыс. км. Так же далеко до портов и из областей Урала".

По мнению эксперта, механизм поддержки даст возможность увеличивать объем производства. Конкретные финансовые показатели в него можно будет вносить исходя из ситуации в каждом сельскохозяйственном сезоне.

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев после обнародования послания президента сообщил СМИ, что его ведомство намерено перевести субсидирование железнодорожных перевозок зерна, поставляемого на экспорт, на постоянную основу.

"Будем закладывать деньги, это новая мера, и мы видим, что она эффективна, поэтому станет системной – из года в год", – говорит министр.

По его словам, вывоз излишков зерна на экспорт более выгоден, чем его закупка в интервенционный фонд, количество их при увеличении урожая все возрастает. Закупки предполагают плату за хранение зерна (ее должен оплачивать бюджет) и зависимость от конъюнктуры цен, потому что не всегда это зерно можно продать дороже (с учетом всех расходов на его хранение), чем оно было куплено у сельхозпроизводителей.

К примеру, осенью 2017 года после закупок у сельхозпроизводителей объем интервенционного фонда составил 3,9 млн тонн, а его обслуживание по стоимости выросло с 2 млрд руб. в 2016 году до 9,5 млрд в 2017-м, что стало серьезной и постоянно возрастающей статьей расхода федерального бюджета. Такие данные привела в октябре 2017 года Объединенная зерновая компания (ОЗК), которая является государственным оператором зерновых интервенций.

По данным Минсельхоза, у российского зерна есть хорошие перспективы для экспорта. Как говорит директор Департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков АПК Минсельхоза Анатолий Куценко, к 2025 году экспорт зерновых прогнозируется на уровне 60 млн тонн, притом что в этом сельскохозяйственном году он оценивается в 45–47 млн тонн.

Наиболее перспективные рынки – это государства Ближнего Востока и Северной Африки, где относительно небольшое расстояние для перевозок. Однако в Азии население все больше переходит с риса на более дешевое зерно, что создает хорошие возможности для российского экспорта. В конце прошлого года заметно увеличились поставки в Индонезию и Вьетнам, ОЗК ведет переговоры о начале экспорта в Таиланд.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.03.2018