13-10-16 / 2016
Новости отрасли
Химики просят правительство в 2017г ограничить индексацию ж/д тарифов на удобрения и аммиак

Производители минеральных удобрений просят правительство РФ в 2017 году не прибегать к дополнительной индексации железнодорожных тарифов на экспортные перевозки этого вида грузов, а также сменить тарифный класс сырья для их производства - аммиака и серной кислоты.

Соответствующие предложения содержатся в письме, направленном Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ) в правительство на этой неделе (копия имеется в распоряжении "Интерфакса").

В отношении экспортных грузов, в том числе минеральных удобрений, до конца января 2017 года действует 13,4-процентная надбавка. При этом для выравнивания тарифных условий для разных видов грузов РЖД предлагают повысить тариф на экспорт удобрений и аммиака в 2017 году до 8%, отмечается в письме.

Базовую индексацию РЖД просит провести в размере 6,8%, хотя глава министерства экономического развития РФ Алексей Улюкаев уже заявил, что ведомство собирается ограничить рост грузовых тарифов в пределах прогнозной инфляции в 4%.

Снижение цен на минеральные удобрения и аммиак одновременно с повышающим коэффициентом к экспортным железнодорожным тарифам уже привело к тому, что доля железнодорожной транспортной составляющей в цене удобрений выросла по ряду направлений до 20-30% от стоимости продукции, подчеркивает РАПУ. "Цены на аммиак и минеральные удобрения, поставляемые на экспорт, снизились в сентябре 2016 года на 40-70% на базисе FOB по сравнению с январем 2015 года. По экспертной оценке, такая ситуация сохранится и в 2017 году с дальнейшей понижательной динамикой. При этом по оценке экспертов, период низких цен на минеральные удобрения и аммиак сохранится, по крайней мере, на ближайшие 3-4 года", - говорится в письме.

В связи с этим, в ассоциации предлагают не только не повышать тариф сверх базовой индексации в 2017 году, но и ограничить право РЖД увеличивать тарифы на экспортные перевозки минеральных удобрений и аммиака в рамках "тарифного коридора" в ближайшие три года.

Одновременно РАПУ просит перевести перевозки аммиака и серной кислоты из третьего тарифного класса (применяется в отношении высокодоходных грузов) во второй (с базовыми тарифами, к этому же классу относятся минеральные удобрения), с сохранением всех коэффициентов на груженый и порожние рейсы.

"В настоящее время стоимость аммиака на FOB Черное море составляет $165-170 за тонну, год назад она была на уровне $400 за тонну, то есть снижение составило почти 60%. Текущие котировки очень близки к себестоимости худших в СНГ установок аммиака с точки зрения нормы расхода газа с учетом доставки на FOB базисе", - отметил аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

При текущих ценах на аммиак российские производители уже не покрывают переменных издержек на его производство, только постоянные, рассказали "Интерфаксу" собеседники в нескольких компаниях.

Производители минудобрений с начала года добиваются введения понижающего коэффициента к существующей экспортной надбавке на ж/д перевозки - то есть фактически отмены дополнительной индексации ж/д тарифа, введенной с начала 2015 года в связи с увеличением рублевой выручки экспортеров из-за ослабления рубля к доллару и уменьшения на этом фоне доли транспортных расходов в цене продукции. В 2015 году сначала угольщики, а затем и металлурги добились фактической отмены надбавки, но в октябре РЖД вернули ее для перевозок энергетического угля в связи с ростом стоимости угля на мировом рынке.

На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в беседе с владельцем "УралХима" Дмитрием Мазепиным пообещал на ближайшем совещании обсудить вопрос оптимизации железнодорожного тарифного регулирования для экспортеров минеральных удобрений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.10.2016